ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Амортизация как источник финансирования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А13-14339/13 от 30.04.2015 АС Северо-Западного округа
2015 годы: строительство 2-й очереди полигона – 100 процентов; 3-й этап – 2016 год: строительство 3-й очереди полигона – 100 процентов. Согласно пункту 5 раздела 1 инвестиционной программы общий объем финансирования мероприятий инвестиционной программы в 2013 - 2016 годах составит 1 213 552,2 тыс.руб.; источники финансирования: заемные средства – 736 931,7 тыс.руб.; средства ЗАО «Вторресурсы» – 476 620,5 тыс.руб.; в том числе: фонд амортизации – 93 573,0 тыс.руб.; надбавка к тарифу – 383 047,5 тыс.руб. При этом согласно части 3 статьи 10 Закона № 210-ФЗ источники финансирования инвестиционной программы определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. При установлении тарифов учитывается объем инвестиций, которые концессионер в соответствии с концессионным соглашением обязуется привлечь для финансирования указанной инвестиционной программы. При ее изменении объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования указанной инвестиционной программы, изменению не подлежит. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее
Постановление № А74-580/2021 от 24.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
13, 15 Правил № 410, в частности, в нарушение пункта 13 Правил №410 в качестве одного из источников финансирования программы указана прибыль, включенная в регулируемые тарифы. При включении в тарифы прибыли на инвестиции в выручку организации будет включена амортизация по объектам, созданным за счет такой прибыли, что приведет к двойному учету в тарифах одних и тех же расходов, в связи с чем, стоимость объектов основных средств будет оплачена потребителями услуг дважды. В соответствии с пунктом 13 Правил № 410 инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования , включая: а) собственные средства, в том числе: амортизационные отчисления; прибыль, направленную на инвестиции; средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение); прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг; б) привлеченные средства, в
Постановление № А74-580/2021 от 26.09.2022 АС Восточно-Сибирского округа
данным бухгалтерского учета) в размере остаточной стоимости указанных объектов на 1 января 2010 года с учетом, в том числе корректировок уменьшения остаточной стоимости на величину начисленной амортизации. Оспаривая законность действий Комитета и возражая против факта двойной оплаты потребителями его расходов и невозможности при составлении программы ее источниками одновременно учитывать расходы по амортизации и по прибыли, общество указало на то, что содержащиеся в программе суммы амортизации не относятся к объектам основных средств, создаваемых этой программой, а также на то, что возможность использования в качестве источника финансирования как прибыли, так и амортизационных отчислений предусмотрено пунктом 13 Правил № 410, возможность корректировки размера необходимой валовой выручки – Методическими указаниями № 760-э. Обществом также заявлен довод о том, что предложенное Комитетом толкование Правил № 410 вынуждает общество использовать в качестве собственных средств не прибыль, а заемные средства, которые оно получить не может. В обоснование представлены, в том числе концессионное соглашение и составленная во
Решение № 03-14/2021 от 07.12.2021 Новгородского областного суда (Новгородская область)
размещения на официальном сайте системы уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы направляет такое уведомление, а также сведения, содержащиеся в заявлении, и прилагаемые к заявлению материалы государственным органам и организациям, в том числе в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Этими Правилами также предусмотрено, что итоговый вариант инвестиционной программы должен быть опубликован сетевой организацией на сайте Министерства энергетики. Итоговый проект инвестиционной программы Общества, в котором амортизация как источник финансирования расходов Общества, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, отсутствует, был опубликован на сайте Министерства энергетики 14 декабря 2020 года и утвержден им 25 декабря 2020 года, то есть до принятия Комитетом тарифного решения. Таким образом, Комитету как уполномоченному органу должно было быть известно о запланированных в 2020 году мероприятиях по внесению изменений в инвестиционную программу Общества на 2021 год и должен был учитывать данные изменения при принятии оспариваемых тарифных решений. Судом также
Решение № 3А-9/2023 от 01.09.2023 Магаданского областного суда (Магаданская область)
применялся. В части доводов административного истца о занижении НВВ при проведении корректировки тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2023 год за счет исключения части расходов по статье «амортизация» указывает, что расходы на амортизацию в тарифах на холодное водоснабжение и водоотведение на 2023 год приняты на основании пункта 43 Основ ценообразования и пункта 28 Методических указаний, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, с учетом сумм амортизации как источника финансирования капитальных вложений, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой на 2023 – 2025 годы, а также проведенного анализа фактического увеличения стоимости основных средств Предприятия за счет амортизационного фонда. В результате анализа определены суммы фактического экономически обоснованного увеличения стоимости основных средств за 2017 – 2021 годы в сопоставлении с суммами начисленных Предприятием бухгалтерских расходов на амортизацию в 2017 - 2020 годах, определенных исходя из фактического состава имущества в соответствии с пунктом 28 Методических указаний и включенных ранее
Решение № 3А-30/2016 от 19.09.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)
работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (п. 26 Основ ценообразования). Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год (п. 27 Основ ценообразования). Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной
Решение № 3А-102/2022 от 07.07.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
Расчет необходимой валовой выручки был выполнен с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на 2020 год органом регулирования была рассчитана и утверждена в размере 96 226,81 тыс. руб. Данные средства в полном объеме используются в качестве источника финансирования мероприятий инвестиционной программы, в связи с чем имеют строго целевое использование, могут быть использованы только на выполнение мероприятий утвержденной (скорректированной) в установленном порядке инвестиционной программы. Поскольку амортизация является тарифным источником финансирования инвестиционной программы Забайкальской дирекции, то РСТ Забайкальского края при формировании экономически обоснованного уровня амортизации на очередной период регулирования учитывает результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, которые затем также учитываются в качестве источника финансирования утвержденной (скорректированной) в установленном порядке инвестиционной программы. Показатель по амортизации используется только при расчете корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, как это предусмотрено абзацем 4 пункта 27 Основ ценообразования, в связи с