ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аннулирование лицензии на перевозки пассажиров такси - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А40-188122/2021 от 21.06.2022 Верховного Суда РФ
пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. В рассматриваемом случае имеет место существенное нарушение требований законодательства в сфере перевозок, которое создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - потребителей данной услуги, а также имуществу граждан и организаций, в связи с чем данная мера является соразмерной допущенным нарушениям, необходимой и обоснованной. Кроме того, в силу положений пункта 3 части 14 статьи 9 Закона 69-ФЗ осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с нарушением предъявляемых к стажу работы водителя требований (общий водительский стаж не менее трех лет) является самостоятельным и достаточным основанием для аннулирования судом разрешения на осуществление
Постановление № А25-2924/2021 от 02.08.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий. В рассматриваемом деле, Министерством выдано Предпринимателю предписание ввиду выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ. Доводы Министерства основаны на данных, полученных с помощью автоматизированной фотофиксации транспортного средства (фотография автомобиля), из которой уполномоченный орган усмотрел нарушения пункта 1 части 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ, что прямо следует из предписания от Министерства. Документы, касающиеся проведения проверки в отношении Предпринимателя, в материалы дела не представлены. Согласно пункту 1 статьи 28.1 Закон Московской области от 27.12.2005 № 268/2005-ОЗ региональный государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси , требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Закона № 69-ФЗ, правилами перевозок пассажиров и
Постановление № А57-21069/2021 от 31.05.2022 АС Поволжского округа
№69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривает в качестве основания для отзыва разрешения заявление самого правообладателя; процедура аннулирования предусматривает судебный порядок. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что вышеуказанные правовые нормы регулируют процесс административного (принудительного) аннулирования лицензии по инициативе уполномоченного органа и не относятся к процедуре добровольного отказа от лицензии ее пользователем, а также не могут выступать барьером для реализации возможности на отказ субъекта от реализации его права. По принципу дозволительной направленности гражданско-правового регулирования нормы этой отрасли права позволяют участникам гражданского оборота совершать любые действия, не запрещенные законом. Апелляционным судом отмечено, что получение субъектом разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси по своей правовой природе является фактом реализации права. Правовым последствием получения разрешения является новый статус, включающий юридические обязанности, реализуемые в административно-правовых отношениях: подтверждать соответствие установленным требованиям, подвергаться контролю и надзору и т.д. Прекращение разрешительных правоотношений также может быть связано с
Постановление № А56-62438/2021 от 09.02.2022 АС Северо-Западного округа
ограниченной ответственностью «Гаммаплюс», адрес: 192286, Санкт-Петербург, муниципальный округ Георгиевский вн.тер.г., Альпийский пер., д. 30, лит. А, пом. 14Н, оф. 16, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), об аннулировании разрешений от 13.03.2020 № 18898.20, от 18.12.2019 № 18018.19 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - Разрешения). Решением суда первой инстанции от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Комитет просит отменить обжалуемые судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, судами подменены понятия «лицензия» и «разрешение на осуществление деятельности», сделан вывод о тождественности указанных понятий, однако и законодательно, и по смыслу эти понятия неоднородны. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не является лицензией, поскольку выдается на конкретное транспортное средство, а не на осуществление вида деятельности. Судами не учтено, что в случае аннулирования разрешения юридическое лицо (перевозчик) не ограничено
Решение № 2А-430/2021УИД650009-01-2021-000552-10 от 19.11.2021 Ногликского районного суда (Сахалинская область)
Законом Сахалинской области от 25 сентября 2013 года №91-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси», и ведет общий перечень выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Сахалинской области (подпункт 3.9). Таким образом, возможность обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области в суд с заявлением об аннулировании лицензии законом предусмотрена. В соответствии с Порядком ведения реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Сахалинской области, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 15 августа 2011 года №326 «О перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Сахалинской области» (далее – Порядок) обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области ведет Реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Сахалинской области (далее - Реестр), который содержит сведения о выданных разрешениях
Решение № 12-3520/2021 от 21.02.2022 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, поскольку управлял транспортным средством на который незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси без соответствующего разрешения. В протоколе заявитель указал, что вину не признает, лицензия действующая; объяснение кат, где он пояснил, что об аннулировании лицензии такси не знал, штрафы за езду по автобусной полосе не приходят; разрешение от <дата изъята> на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом на территории Республики Татарстан, выданное <данные изъяты>» на автомобиль «Лада Ларгус» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> регион, сроком действия разрешения до <дата изъята>; протокол об изъятии вещей и документов от <дата изъята>, согласно которому у заявителя изъят опознавательный фонарь легкового такси ; сведения о привлечении заявителя к административной ответственности, согласно которых он ранее привлекался к ответственности за административные правонарушения, совершенные в области дорожного движения; договор аренды транспортного средства «Лада Ларгус» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> регион <номер изъят> от <дата