ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Антитеррористическая защищенность торговых объектов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-ЭС18-14031 от 19.07.2019 Верховного Суда РФ
имущество входит в состав указанного ТРЦ, учитывается в его стоимости, следовательно, является неотделимым от зданий ТРЦ; конкурсным управляющим, в свою очередь, направлено на реализацию имущество, которое выявлено в результате проведенной им инвентаризации. При этом отмечено, что по смыслу положений «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, а также постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», спорные сети на земельном участке, а также вмонтированное в здание оборудование по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными объектами недвижимого имущества не являются, здание МТРЦ «Солнечный» является объектом недвижимости, введенным в эксплуатацию. Поскольку в материалы дела представлены выписки из ЕГРПН, в которых указано назначение МТРЦ «Солнечный» - нежилое здание, и по договорам залога предусмотрено именно такое наименование объекта недвижимости: Многофункциональный торгово-развлекательный центр «Солнечный»,
Определение № 07АП-3290/2021 от 25.10.2021 Верховного Суда РФ
К. Маркса, дом 29, и включенном в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденный распоряжением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 468-р (далее – Перечень № 468-р). Соответствующее уведомление направлено обществу 14.01.2020. На основании договоров аренды от 24.01.2020, 01.04.2020 помещения в указанном здании переданы обществом в аренду обществам «Агроторг», «Стройфуд». В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 (далее - Требования № 1273), на момент внесения представления обследование и категорирование указанного торгового объекта на предмет антитеррористической защищенности не проведено, комиссия по обследованию и категорированию не создана, паспорт безопасности на торговый объект не разработан и не утвержден. По результатам проверки прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности, несогласие с которым послужило
Определение № А03-15049/20 от 05.10.2021 Верховного Суда РФ
Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденный распоряжением правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 468-р (далее – Перечень № 468-р). Соответствующее уведомление направлено обществу 14.01.2020. На основании договора аренды от 30.04.2020 объект передан обществом в аренду обществу «Стройфуд». На основании договора от 01.05.2020 субаренды указанный объект передан обществом «Стройфуд» в субаренду предпринимателю. В ходе проверки установлено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 (далее – Требования № 1273), на момент внесения представления обследование и категорирование указанного торгового объекта на предмет антитеррористической защищенности не проведено, комиссия по обследованию и категорированию не создана, паспорт безопасности на торговый объект не разработан и не утвержден. По результатам проверки прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности. Посчитав, что указанное представление
Определение № А73-25561/19 от 02.06.2021 Верховного Суда РФ
статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2014 № 1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы», в удовлетворении требований отказал. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: отказать акционерному обществу «Ванинский морской торговый порт» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Г.Г.Попова
Решение № А75-20121/20 от 22.04.2021 АС Ханты-Мансийского АО
юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта). В пункте 8 Требований отмечено, что антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий). В целях разрешения спорного правоотношения суд полагает возможным отметить, что в пунктах 2,3 Требований отсутствуют исчерпывающие признаки торговых объектов, в связи с чем названные нормы права позволяют отнести к торговым объектам любые объекты, где осуществляется торговая деятельности, в том числе к таким
Постановление № 12АП-8277/2023 от 08.11.2023 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
склад с товарами, торговая площадь составляет более 400 кв.м., на торговом объекте имеются отделы по продаже детских игрушек, детской одежды, отдел сумок, посуды, ломбард, ювелирный отдел и т.д. С учетом нахождения торгового объекта на цокольном и частично первом этаже жилого пятиэтажного многоквартирного дома, в случае возникновения террористической угрозы опасности подвергаются не только сотрудники и посетители торгового объекта, но и жители квартир, расположенных над указанным торговым объектом. При принятии решения судом обоснованно учтено, что антитеррористическая защищенность торговых объектов имеет большое значение, поскольку они одновременно являются местами массового пребывания людей. Мероприятия по антитеррористической защищенности помогают снизить риски террористических угроз, а также пройти проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности. Судом на основании Методических рекомендаций по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях, утвержденных МЧС России 01.09.2007 № 14-60-9-9 (Методические рекомендации) произведен расчет прогнозируемого количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на торговом объекте. Согласно таблицы 2.2.1 указанной методики определение класса
Решение № А12-9593/2023 от 31.08.2023 АС Волгоградской области
последствий, который равен 1 (Таблица 2.5.1): - в зону безвозвратных потерь может попасть 0,20x40x1=8 человек; - в зону санитарных потерь может попасть 1,94x40x1=78 человек. Таким образом, прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на торговом объекте составит 86 человек. С учетом изложенного, Комиссией сделан вывод о возможном нахождении на торговом объекте одновременного пребывания посетителей и работников более 51 человека, присвоена торговому объекту 3 категория. При принятии решения суд учитывает, что антитеррористическая защищенность торговых объектов имеет большое значение, поскольку они одновременно являются местами массового пребывания людей. Мероприятия по антитеррористической защищенности помогают снизить риски террористических угроз, а также пройти проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности На основании изложенного, требования заявителя противоречат нормам действующего законодательства, следовательно, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Включение объекта в Перечень, присвоение ему категории антитеррористической защищенности не привело к нарушению прав и законных интересов предпринимателя. При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований
Постановление № А56-54084/2023 от 12.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Как следует из материалов дела, Общество просило исключить торговый объект из Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Санкт-Петербурга и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 (далее - Требования). Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 26.07.2018 № 58-пг «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273» установлено, что Комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по определению перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Санкт-Петербурга и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее – Перечень), в соответствии с Требованиями. При этом, как следует из
Решение № 2-983/20 от 18.06.2020 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в п. 12 требований. Пунктом 21 Требований предусмотрено, что на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории). Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной остановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий). В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий). Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и
Решение № 2-123/2022 от 30.05.2022 Чемальского районного суда (Республика Алтай)
проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий). Согласно п. 7 Требований уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень. В соответствии с п. 8 Требований антитеррористическая защищенность торговых объектов должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов, а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов. При этом, Требования носят общий характер в отношении оснащения торговых объектов инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение торговых объектов конкретными типами средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны определяются в техническом задании на оснащение торговых объектов инженерно-техническими средствами охраны в зависимости от категории торговых объектов.
Апелляционное определение № 2А-252/18 от 19.06.2018 Брянского областного суда (Брянская область)
том, что суд не учел, что в силу полномочий установленных п.4 ст. 5.2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности, к каковым не относятся религиозные организации, однако, данное обстоятельство не отражено в судебном решении. Также судом не учтено, что антитеррористическая защищенность торговых объектов регулируется положениями Постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 № 1273. Указывает, что суд в нарушение требований п.2 ч.6 ст. 180, ч.2 ст. 227 КАС РФ, п.11 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебном решении» не указал срок, в течение которого подлежат устранению нарушения, а также в нарушение п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ не указал на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок. Полагает, что суд