ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аварийный выход - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 308-АД14-4839 от 15.01.2015 Верховного Суда РФ
от 04.09.2014 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 оставлены без изменения. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель выражает несогласие с вынесенными в отношении общества актами и ставит вопрос об их отмене. Изучение представленных документов позволяет прийти к следующим выводам. Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и за нарушение этих требований, равно как и за иные правонарушения в области пожарной безопасности, лица, ответственные за соблюдение требований пожарной
Постановление № 301-АД15-1732 от 27.04.2015 Верховного Суда РФ
постановление является незаконным, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях фонда составов вменяемых административных правонарушений. При этом суд руководствовался статьями
Постановление № 18-АД19-26 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ
рублей. Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам , которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима). Пунктом 33 указанных Правил установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также
Постановление № 302-АД14-7698 от 13.04.2015 Верховного Суда РФ
№ 315. По факту выявленных нарушений управлением в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением от 13.01.2014 № 313 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 150 000 руб. Полагая, что указанное постановление является незаконным, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения в части нарушения пункта 5.2.14 СП 1.13130.2009, пункта
Постановление № 301-АД15-5862 от 27.07.2015 Верховного Суда РФ
что указанное постановление является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Исследовав материалы дела, оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства и руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический
Решение № А79-7395/10 от 09.09.2010 АС Чувашской Республики
регистрационный номер AM 642 21 рус на маршруте № 15 «Иваново - Юраково - Иваново» г. Новочебоксарск. 30 июня 2010 года в 15 часов 20 минут прокуратурой г. Новочебоксарск проведена проверка указанного транспортного средства, находившегося на маршруте на конечной остановке (мкр. Иваново г. Новочебоксарск), в ходе которой установлено, что отсутствует паспорт на маршрут регулярных пассажирских перевозок; отсутствует график движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок; путевой лист не оформлен, индивидуальным предпринимателем не подписан; аварийный выход не имеет правил его использования; аварийный выход не открывается (одна из дверей). На основании изложенного заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-14 от 30.06.2010, пояснив, что индивидуальный предприниматель ФИО1 впервые привлекается к административной ответственности. Индивидуальный предприниматель ФИО1
Решение № А79-7390/10 от 09.09.2010 АС Чувашской Республики
Заявление мотивировано тем, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на автомобиле (маршрутном такси) «ГАЗ-322132» государственный регистрационный номер АЕ 301 21 рус на маршруте № 220 «ул. Гладкова г. Чебоксары - Иваново г. Новочебоксарск». 21 июня 2010 года в 16 часов 25 минут прокуратурой г. Новочебоксарск проведена проверка указанного транспортного средства, находившегося на маршруте на конечной остановке (мкр. Иваново г. Новочебоксарск), в ходе которой установлено, что аварийный выход не имеет таблички и правил его использования; отсутствует график движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок; не представлен паспорт на маршрут регулярных пассажирских перевозок; отсутствуют аптечки и лекарственные средства; путевой лист не оформлен, индивидуальным предпринимателем не подписан; на обоих огнетушителях отсутствуют сведения о проверке и зарядке; задняя дверь (аварийный выход) открывается с трудом. На основании изложенного заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Представитель
Решение № А43-2 от 08.09.2009 АС Нижегородской области
выходов должны иметь этажи зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) при общей площади квартир на этаже более 500кв.м.» Тогда как площадь этажа жилого дома по адресу: <...>, в котором располагается ТСЖ «Каскад», составляет 332 кв.м. Согласно п.6.14 число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа, следовательно, из здания дома по адресу: <...> требуется только один эвакуационный выход. В соответствии с п.5.4.2. СП 1.13130.2009. в указанном жилом доме аварийный выход с первого этажа также не требуется, т.к. общая площадь квартир на этаже не превышает 500 кв.м, а квартиры первого этажа расположены на высоте менее 15м. Изложенное подтверждается письмом МП ИРГ «Нижегородгражданниипроект» №6-18/864 от 13.07.2009г. и заключением, выданным ООО «Вымпел» для ТСЖ «Каскад», имеющему лицензию на право проведения экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности. В связи с чем, в доме №19 корп.2 никогда не было и не требовалось наличие второго эвакуационного выхода.
Апелляционное определение № 2-1404/20 от 16.12.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
председателя ТСЖ «Краснодарская, 21» ФИО5, у с т а н о в и л а: ООО «Промлит» обратилось в суд с вышеназванным иском к ФИО2 мотивируя тем, что ООО «Промлит» управляет многоквартирным домом <адрес>, в котором расположена принадлежащая ФИО2 квартира №. По результатам осмотра общедомового имущества указанного дома, установлен факт самовольной перепланировки (переустройства) ответчиком общего имущества МКД путем установки на лестничной площадке подъезда №3 возле принадлежащей ей квартиры конструкции – металлическая дверь, которая перегорожаивает аварийный выход . Предписания о демонтаже двери ответчиком не исполнены. Дополняя ранее заявленное исковое заявление, истец просил возложить на ФИО2 обязанность демонтировать конструкцию (железную дверь), установленную в подъезде <адрес>, загораживающую аварийный выход, освободить аварийный проход между установленной металлической дверью и аварийным выходом в подъезде от предметов домашнего обихода и иных вещей, взыскать понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 000 руб., мотивируя тем, что 29.07.2020 в ходе проверки установлено, что в закрытом эвакуационном проходе
Апелляционное определение № 33А-3065/20 от 19.02.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
однако судом не истребовано решение и не проверено его соответствие требованиям части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации; судом в решении ошибочно указано, что спорное нежилое помещение расположено на 16 техническом этаже, в том время как из представленных документов следует, что на 16 этаже расположены жилые помещения, а помещение, принадлежащее административному истцу, находится на 17 техническом этаже; в материалах дела отсутствуют доказательства того, до какого этажа поднимается лифт; в решении суда указано, что аварийный выход отсутствует и одновременно указано, что нежилое помещение имеет аварийный выход в соответствии с пунктом 6.20 СНиП 21-01-97 (имеет выход на балкон с глухим простенком не менее 1,2 метра от торца балкона до оконного проема), вместе с тем глухой простенок между остекленными проемами, выходящими на лоджию составляет 2,01 метра (л.д.136-141). В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица Межведомственной комиссии администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим