ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Авиация общего назначения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-ЭС21-788 от 02.04.2021 Верховного Суда РФ
вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено. Как следует из судебных актов, между департаментом и обществом заключен договор от 21.12.2016 № 431 о предоставлении гранта в размере 3 000 000 руб. на финансовую поддержку проекта «Строительство туристической базы «Ковенская» с аэродромом авиации общего назначения » сроком действия до 15.12.2017. В соответствии с пунктом 2.1 договора сумма гранта составляет 3 000 000 руб. Объем финансирования за счет собственных средств составляет 3 000 000 руб. (пункт 2.2 договора). Расходование средств признается целевым использованием, если оно будет соответствовать статьям расходов и срокам реализации (пункт 3.2 договора). Пунктом 7.1 договора стороны предусмотрели право департамента потребовать возврат гранта, в том числе в случаях использования гранта не по целевому назначению; неиспользования или использования
Определение № 06АП-6526/2015 от 11.07.2016 Верховного Суда РФ
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9, 20, 21, 61, 62, 100 Воздушного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» и исходили из следующего. Общество не имеет лицензии на осуществление воздушной перевозки пассажиров, а имеет действующее свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения . Общество 10.06.2015 осуществило перевозку трех пассажиров, не являющихся сотрудниками либо работниками общества, без наличия соответствующей лицензии. Поскольку перевозка воздушным транспортом лиц, не имеющих отношения к деятельности юридического лица, то есть не являющихся его сотрудниками либо работниками, не может быть квалифицирована осуществленной в интересах юридического лица, для подобной перевозки не достаточно наличия свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, а соответствующая лицензия у общества отсутствует, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание административного
Апелляционное определение № АПЛ20-326 от 22.10.2020 Верховного Суда РФ
в соответствии с требованиями Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 175 в редакции от 25 января 2016 г., выявлены неоднократные случаи подачи заявок и предоставления воздушных судов для выполнения на них необходимых работ как единичных экземпляров воздушных судов (далее - ВС), не являющихся таковыми по определениям, изложенным в Федеральных авиационных правилах «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения », утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 118 (абзац первый). Во втором абзаце Письма указано о том, что в настоящее время значительное количество воздушных судов, на которые имеются сертификаты типа (в том числе выданные иностранными государствами), имеют сертификаты летной годности единичных экземпляров воздушных судов, что не позволяет осуществлять их безопасную эксплуатацию и поддерживать необходимый уровень безопасности полетов. С целью устранения выявленных недостатков исполняющий обязанности начальника Управления поддержания
Постановление № А83-1502/19 от 27.09.2023 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. «Концепция развития авиации общего назначения в Республике Крым до 2030 года» преимущественно описывает авиацию, выполняющую коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы. Концепция только частично описывает авиацию общего назначения в Республике Крым По вопросу № 5 Разделы «Концепции развития авиации общего назначения в Республике Крым до 2030 года», разработанной ООО «КРЦ», частично содержат материалы, относящиеся к требуемому виду авиации - авиация общего назначения . Наземная инфраструктура может быть использована как авиацией общего назначения, так и авиацией, выполняющей коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы. Детальный анализ состояния авиации общего назначения в Республике Крым в работе не проведен. Концепция преимущественно построена на гипотезе разрешения авиации общего назначения выполнение коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. По вопросу № 6 С учетом перечня приоритетных проектов на территории Республики Крым можно сделать вывод о том, что в Концепции вопросы территориально-пространственного развития
Постановление № 06АП-4807/16 от 20.09.2016 Шестого арбитражного апелляционного суда
в области авиации на территории Российской Федерации. Согласно статье 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. В силу пункта 1 статьи 21 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (пункт 3 статьи 21 Воздушного кодекса РФ). Из смысла статьи следует, что авиация общего назначения используется на безвозмездной основе при осуществлении перевозок и иной авиационной деятельности в интересах юридических лиц, с использованием принадлежащих им авиационного персонала и имущества (для обеспечения собственных нужд, например перевозка собственного персонала). Согласно пунктам 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных
Постановление № 04АП-537/16 от 26.05.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
этих главах говорится, что эксплуатант обеспечивает поддержание летной годности, т.е. отвечает за исправность ВС и его компонентов, а также его готовность к полету. Там же говорится, что техническое обслуживание (ТО) воздушного судна (ВС) выполняет сертифицированная организация по ТО, которой может быть либо эксплуатант, имеющий соответствующий сертификат, либо сторонняя организация по ТО. В частности пункт 2.27. данных Правил гласит, что «Эксплуатант воздушного судна при выполнении авиационных работ или полетов на воздушных судах АОН ( авиация общего назначения ), не относящихся к легким (сверхлегким), или владелец легкого (сверхлегкого) воздушного судна АОН обеспечивает: поддержание воздушного судна в пригодном для выполнения полетов состоянии; исправность воздушного судна, его компонентов и аварийного оборудования, необходимого для планируемого полета; наличие действительного сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам)». Из положений Воздушного кодекса РФ и вышеуказанных Правил, следует, что командир воздушного судна (КВС) наделен определенным объемом прав и обязанностей, связанных с осуществлением контроля при подготовке ВС к
Постановление № 08АП-5823/19 от 25.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда
изменений в сертификат эксплуатанта от 19.04.2016 № АР-09-16-018 в соответствии с заявлением о сертификации от 20.11.2018. С Тюменского МТУ Росавиации в пользу РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Тюменское МТУ Росавиации заявляет о том, что законодательством разграничивается авиация общего назначения и авиация, предназначенная для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, и правовой режим таковой. ФАП-249, по утверждению административного органа, подлежат применению в отношении сертификации деятельности лиц, выполняющих авиационные работы. Из жалобы следует наличие предусмотренного пунктом 11 ФАП-249 и пунктом 63 приказа Минтранса России от 13.03.2013 № 86 основания для отказа в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в сертификат. Требования заявителя оцениваются подателем апелляционной жалобы как прямое противоречие пункту 3 статьи 21
Решение № 7-247/2016 от 10.03.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
дополнения к ней, указывает, что НПО ГА-85 регламентирует вопросы по противопожарному обеспечению полетов и правила пожарной безопасности авиационной техники и объектов на предприятиях, организациях, учреждениях и заводах гражданской авиации. ФИО3, как физическое лицо, владеющее посадочной площадкой, не является предприятием гражданской авиации либо его руководителем. Не относится к предприятию и посадочная площадка. НПО ГА -85 разработано в соответствии с требованиями ВК Союза ССР, при этом в нем отсутствовали такие понятия как посадочная площадка и авиация общего назначения . В этом плане НПО ГА-85 противоречит действующему законодательству РФ (п.3 ст. 136 ВК РФ, п.1.1. ст. 15 ФЗ № 294-ФЗ). ФИО1 как владелец посадочной площадки не занимается обеспечением полетов, в том числе противопожарным, этим занимаются собственники воздушных судов и пилоты. Исходя из содержания ст.ст. 40, 48 ВК РФ, п.2.7.2. ФАП-128, командир воздушного судна может выполнять полеты с любого участка земной поверхности, который удовлетворяет требованиям руководства по летной эксплуатации воздушного судна. При этом
Решение № 12-130/2017 от 18.01.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию. Порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами. Статьей 67 Воздушного кодекса РФ установлено, что каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы. Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <...> <...>, КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или авиация общего назначения обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в пункте 2.20 указанных Правил. В соответствии с пунктом 2.20 вышеуказанных Правил, при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН (авиация общего назначения) на борту воздушного судна должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); разрешение на
Решение № 2-7392/13 от 26.11.2013 Таганрогского городского суда (Ростовская область)
авиация подразделяется на гражданскую, государственную экспериментальную авиацию. Из ст.21 ВК РФ следует, что к гражданской авиации отнесена авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, в том числе, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, в том числе, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ (коммерческая ГА), а также не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ ( авиация общего назначения ). Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23 ВК РФ). Уставом <данные изъяты> предусмотрено, что основными видами деятельности общества являются: осуществление деятельности воздушного пассажирского и грузового транспорта (п.51), осуществление деятельности аэропортов и аэродромов, Управление аэропортом и аэродромом (п.53), грузовые и пассажирские воздушные перевозки (автомобильные, воздушные, морские, речные и т.д.) (п.41), выполнение авиационных работ (п.47), осуществление коммерческих воздушных перевозок (п.33), деятельность
Решение № 12-115/2017 от 17.01.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
летной годности, разрешение на бортовую радиостанцию, чем нарушил требования ч. 1 ст. 67 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ, пунктов 2.8, 2, 20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 г. № 128. Пунктом 2.20. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» установлено, что при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН ( авиация общего назначения ) на борту ВС должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц. Директор ООО «Деметра» ФИО4 не является членом экипажа воздушного судна, и его запрет командиру воздушного судна ФИО1 на предоставление оригиналов судовых документов проверяющим, не может служить основания для освобождения от административной ответственности командира воздушного судна. Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными