ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дистанционный способ продажи - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 49-КГ21-34 от 25.01.2022 Верховного Суда РФ
что обжалуемые судебные постановления приняты с существенными нарушениями норм права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям. В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара). Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом дано в пункте 1 статьи 26* Закона о защите прав потребителей. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по
Определение № 2-КГ23-8 от 23.01.2024 Верховного Суда РФ
кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара). Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом дано в пункте 1 статьи 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 («О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»). В соответствии с пунктом 12 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее - Правила), при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим
Определение № 7-КГ23-4 от 05.09.2023 Верховного Суда РФ
применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (пункт 3). В соответствии с пунктом 1 статьи 26* Закона о защите прав потребителей договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара) способами. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли- продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о
Определение № 9-КГ23-10 от 29.08.2023 Верховного Суда РФ
характеристиках товара (работы, услуги), имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12 Закона о защите прав потребителей). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей). При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей. Обязанность доказать надлежащее выполнение данных требований по общему правилу возлагается на исполнителя (продавца, изготовителя). По настоящему делу судом апелляционной инстанции не дано оценки тому обстоятельству, что пояснения о назначении CMC-кодов направлялись Банком латинским шрифтом, а также не исследовалась полнота и ясность этих пояснений. Таким образом, судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и
Постановление № А56-70952/17 от 30.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее – Правила N 612). В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара) способами. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара (часть 3 статьи 26.1 Закона N 2300-1). Согласно части 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В
Постановление № А69-1295/17 от 26.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
для автомобиля необходимо позвонить по номеру, указанному в рекламе, а подбор и доставку осуществит лицо предлагающее данные услуги, в то же время, антимонопольным органом вменяется нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), при этом указывая, что поскольку ООО «Сибспецсервис» осуществляет только подбор товаров до приезда покупателя, то реклама является недостоверной, поскольку чтобы приобрести товар необходимо обязательно приехать, тем самым исключает дистанционный способ продажи товаров. - В деле отсутствуют доказательства того, что спорная реклама воспринимается потребителями как реклама при дистанционном способе продажи товаров и является рекламой товаров дистанционным способом продажи. - По смыслу текста рекламы речь идет о том, что не нужно заниматься поиском автозапчастей по разным магазинам, по звонку подберут запчасти (отдельная услуга), которые можно будет приобрести в магазине с возможностью услуги по доставке (также отдельная услуга). Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился
Постановление № А60-29322/2021 от 28.02.2022 АС Уральского округа
подлежащих обмену товаров парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат обмену в порядке и по основаниям, установленным статьей 25 Закона о защите прав потребителей. Согласно статье 26.1 названного Федерального закона договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара) способами. Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не похоже на покупку в «обычном» магазине тем, что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта. На основании пункта 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей при приобретении парфюмерно-косметической продукции дистанционным способом
Постановление № А42-6665/2023 от 19.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара) способами. В силу абзаца первого пункта 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. Пункт 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей предусматривает право потребителя отказаться от товара в любое время до его передачи, а продавец не вправе не принять такой отказ, следовательно, потребитель имеет преимущество перед продавцом. Не имеют также
Постановление № А56-78661/2023 от 28.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
товара при отсутствии в ней каких-либо конкретных критериев сравнительной характеристики и объективных подтверждений указания таковой в рекламе. В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора ( дистанционный способ продажи товара) способами. Как следует из пункта 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует
Решение № 2-139/19 от 03.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
№, в соответствии с которым ИП ФИО4 принял на себя обязанность по установке одностворчатых распашных дверей – 5 шт, с наценкой на установку полотна нестандартного размера, межкомнатной задвижки и завертки – 4 комплекта, комплекта доборных элементов – 3 комплекта, на общую сумму со скидкой 14880 руб. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ сторонами установлено, что в связи с выявлением Покупателем в части Товара, приобретение которого обусловлено условиями Договора купли-продажи предварительно оплаченного товара по образцам ( дистанционный способ продажи ) за № от ДД.ММ.ГГГГ, ряда недостатков, не оговоренных в момент заключения Договора купли-продажи, Продавец собственными силами и за собственные средства осуществляет замену и переустановку следующих Товаров: Полотно дв. 8041MCT.U4.3 700х2300 - 2 (двух) штук, Короб KOP053.07MCT.L4.3 700х2300 - 2 (двух) комплектов. Наличник НАЛ0539.00МСТ1 2300 - 10 (десять) комплектов, Добор ДОБ013МСТ1 130х2300 - 2 (два) комплекта. Однако, ИП ФИО4 до настоящего времени не поставил один комплект приобретенного истцом товара, а именно: Полотно дв.
Решение № 12-11/19 от 29.03.2019 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)
ст. 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождение и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный норме записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом ст. 8 указанного Федерального закона, устанавливая требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, не содержит самого понятия « дистанционный способ продажи », которое было бы применимо именно для целей данного Закона. Следовательно, необходимо руководствоваться содержанием этого правового понятия, изложенным в статье 497 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и
Решение № 2-1212/2021 от 10.06.2021 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)
расторжении договора купли-продажи, возврате суммы предварительной оплаты товара, взыскании неустойки, компенсации морального среда, штрафа, у с т а н о в и л : ФИО2 обратился в суд с уточненным иском к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о расторжении договора купли-продажи, возврате суммы предварительной оплаты товара, взыскании неустойки, компенсации морального среда, штрафа. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом (Покупатель) и ответчиком (Продавец) был заключен Договор купли-продажи предварительно оплаченного товара по образцам ( дистанционный способ продажи ) № <данные изъяты> согласно которого Продавец обязался передать в собственность Покупателя набор изделий - дверей (с комплектующими). Цена товара определена в размере 104 622 рублей (п.3.1 указанного договора купли-продажи). Согласно п.4.1 договора купли-продажи срок поставки товара был определен в течение 45 рабочих дней с момента внесения авансового платежа. Полностью стоимость товара была оплачена истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кассовым чеком. Соответственно, последним днем поставки являлось ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок товар истцу ответчиком не
Решение № 2-4298/2022 от 22.03.2023 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)
защите прав потребителей» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 560 000 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., убытков в размере 6 500 руб. за проведение экспертизы и расходов на оплату представителя в размере 50 000 рублей, а также о взыскании штрафа за неудовлетворение требований потребителей в добровольном порядке. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи предварительно оплаченного товара по образцам ( дистанционный способ продажи ) № от ДД.ММ.ГГГГ, на покупку стальной двери DOORS CUSNOM, INTOUCH 20, по индивидуальному эскизу (Спецификация IВО от ДД.ММ.ГГГГ) по цене 405 000 руб. В соответствии с п. 3.7. договора, истцом был внесен авансовый платеж в размере 200 000 рублей. По условиям п. 4.1. договора, товар поставляется на склад ответчика не позднее 90 календарных дней с момента внесения истцом авансового платежа. Таким образом, срок доставки товара на склад не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении