ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Доход резерв по сомнительным долгам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)
(складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке. 68. Сумма дооценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. (в ред. Приказов Минфина России от 24.03.2000 N 31н, от 24.12.2010 N 186н) (см. текст в предыдущей редакции) 69. Созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно. 70. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. (в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н) (см. текст в предыдущей редакции) Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью
Письмо Минфина РФ от 28.01.2010 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год"
такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов. Так, изменения величины оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов, под обесценение финансовых вложений) по итогам 2009 г. включаются в доходы или расходы аудируемого лица 2009 г. Корректировка суммы ежемесячной амортизации внеоборотного актива в случае изменения его срока полезного использования или способа амортизации будет оказывать влияние на доходы и расходы в следующем отчетном году. Определение изменения оценочных резервов В соответствии с ПБУ 21/2008 величина резерва по сомнительным долгам , резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов является оценочным значением. Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. Изменение величины оценочного резерва определяется аудируемым лицом независимо от размера
Письмо Минфина РФ от 05.05.2006 N 03-03-04/2/129 <О включении в резерв по сомнительным долгам, задолженность контрагента по штрафам за нарушение договоров>
с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Штрафные санкции возникают не при производстве и реализации продукции, а лишь в случае нарушений установленных договором условий реализации товаров (работ, услуг) - сроков реализации, качества реализуемых товаров (работ, услуг) и т.д. Кроме того, в отличие от доходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), внереализационные доходы в виде штрафных санкций учитываются в целях налогообложения не с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) - даты переходы права собственности, а только в случае признания должником штрафных санкций или подлежащих уплате должником на основании решения суда. Таким образом, при формировании резервов по сомнительным долгам сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникающая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Следует отметить, что банки создают резервы по сомнительным долгам только в отношении долгов, связанных с невыплатой
Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 N 52 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфедерации об оказании финансовой помощи в форме гранта"
как расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (подпункт 7 пункта 1 статьи 265). Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют абзацу первому пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Учет резерва по сомнительным долгам при установлении сбытовых надбавок гарантирующим поставщикам призван компенсировать отвлечение оборотных средств в дебиторскую задолженность, он исключает повторный учет одного и того же долга при установлении сбытовых надбавок, гарантируя соблюдение основных принципов государственного регулирования. Перекладывание неплатежей одних потребителей на других потребителей, своевременно и в полном объеме оплачивающих поставленную электрическую энергию, исключает заинтересованность регулируемой организации в
Статья 10.
года налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по кассовому методу, обязан: отразить в составе доходов сумму задолженности по полученным авансовым платежам, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль; включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с действующим законодательством до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшали налоговую базу. Указанные в настоящем абзаце положения не применяются в отношении резервов по сомнительным долгам , если организация до 1 января 2002 года признавала выручку в целях налогообложения по отгрузке; включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с
Определение № 13АП-28764/18 от 12.08.2019 Верховного Суда РФ
обязательств по комиссионным (агентским) договорам. Судебные инстанции исходили из того, что комиссионер обязан перечислить на счет комитента все полученное по соответствующей сделке, при этом в данном случае объект переоценки обязательств комиссионера перед комитентом отсутствует. Вместе с тем налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих включение во внереализационные доходы и расходы курсовой разницы, возникающей при переоценке имущества, не принадлежащего налогоплательщику. Также судами принято во внимание, что общество являлось одновременно управляющей компанией комитентов (принципалов) и имело возможность перевести валюту в рубли и произвести расчеты с комитентами в рублях в день получения валюты. По эпизоду, связанному с формированием правопредшественником общества (ООО «ТД ИЛП») резерва по сомнительным долгам по дебиторской задолженности взаимозависимого контрагента – ООО «Инвестлеспром- лесозаготовка» (подпункт 4(Г) пункта 2.3.18 решения), судами установлено, что в рамках договора ООО «Инвестлеспром-лесозаготовка» не соблюдались договорные условия в части осуществления расчетов, при этом, несмотря на наличие встречных обязательств в сопоставимых размерах по оплате поставленной продукции, такая форма
Апелляционное определение № 22-АПА19-4 от 13.02.2020 Верховного Суда РФ
судебный акт отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме. АО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» также обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просил изменить мотивировочную часть решение суда первой инстанции, исключив из нее выводы о правомерности исключения при расчете необходимой валовой выручки АО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» на 2018 год как экономически необоснованных выпадающих доходов общества 2016 года в размере 8 006,2 тыс. руб., а также расходов на формирование резерва по сомнительным долгам в сумме 88 598 тыс. руб. Относительно апелляционных жалоб АО энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» и прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания представлены возражения. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, возражениях на них, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия
Определение № 308-ЭС21-14666 от 04.10.2021 Верховного Суда РФ
и 2015 годы. Размер внереализационных расходов за 2015 год составил 192 071 018 рублей (в том числе резерв - 137 773 123 рубля), что больше на 130 602 151 рубль от величины внереализационных расходов, указанных предприятием в налоговой декларации за 2015 год в сумме 61 468 867 рублей, в том числе резерв – 7 170 972 рубля. При этом документов, подтверждающих финансовый результат за спорные периоды, правильность отражения внереализационных доходов, а также внереализационных расходов в составе резерва по сомнительным долгам предприятием не представлено. При таких обстоятельствах суды согласились с выводами налогового органа о завышении предприятием убытков в 2014-2015 годах и признали в указанной части решения инспекции и управления законными. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм материального
Постановление № А65-15567/16 от 25.01.2017 АС Республики Татарстан
Основаниями для доначиления налога и привлечения к ответственности, послужили выводы проверяющих о непринятии к вычету НДС по взаимоотношениям с одним из контрагентов заявителя – ООО «Мир 21 век». По данному эпизоду доначислен НДС в сумме 2 368 354 рублей. Кроме того, инспекция начислила обществу к уплате пени по налогу на прибыль организаций в сумме 1 191 391,47 руб. основаниям для чего послужил вывод о несвоевременном восстановлении обществом в 2013 году во внереализационных доходах резерва по сомнительным долгам за 2012 год; Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя по эпизоду, касающемуся формирования резерва по сомнительным долгам и его восстановления в составе внереализационных доходов, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими доводами. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К
Решение № А50-14297/09 от 08.09.2009 АС Пермского края
(далее – заявитель, Общество, налогоплательщик, ООО «ИК Витус») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения Инспекции от 19.03.2009 года № 14-16-11/04826дсп (с учетом уточнения заявленных требований, л.д.1-4 том 8). Налогоплательщик не согласен с оспариваемым решением Инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций за 2005 год, связанного с включением во внерелизационные доходы резерва по сомнительным долгам в сумме 1 950 000 руб., а также исключением из внереализационных расходов резерва по сомнительным долгам в сумме 1 650 000 руб., созданного по задолженности ОАО «Добрянкахлебопродукт», ООО «Фирма «Тора», индивидуального предпринимателя Рогова В.В., поскольку в резерв по сомнительным долгам включается любая задолженность, а не только возникшая от реализации налогоплательщиком товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Налогоплательщик также считает ошибочным начисление пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 50
Решение № А21-11933/09 от 09.12.2009 АС Калининградской области
при определении налоговой базы по ставке 17,5%, действующей в указанном периоде. В судебном заседании объявлялся перерыв. Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год. В ходе проверки налоговым органом установлено, что при исчислении налога на прибыль за указанный период Предприятие применило пониженную ставку налога (13,5%) на сумму восстановленного на доходы резерва по сомнительным долгам за 9 месяцев 2008 года. По результатам проверки Инспекцией принято решение от 22.07.2009 № 195 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Предприятию было доначислен налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в сумме 1 424 121 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Предприятие обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее –
Решение № 3А-111/19 от 15.03.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)
по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 5 и 7 части 1 статьи 3, пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении). Административные истцы полагают, что регулирующий орган при принятии оспариваемого постановления не устранил, выявленные ранее при рассмотрении административного дела нарушения, необоснованно включил в размер необходимой валовой выручки выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного при установлении тарифа объема полезного отпуска над фактическим за 2015 и 2016 годы, а также неправомерно включил в состав выпадающих расходов на 2017 год расходы по списанию дебиторской задолженности за 2014-2016 годы, превышающие размер резерва по сомнительным долгам , учтенный в тарифах ООО «ПСК» на соответствующие периоды регулирования. Суд соглашается с доводами административных истцов о необоснованном включении в необходимую валовую выручку размера выпадающих доходов, связанных с превышением учтенного при установлении тарифа объема полезного отпуска тепловой энергии над фактическим, и выпадающих доходов по списанию дебиторской задолженности. В соответствии с пунктами 2 и
Решение № 3-100/19 от 16.03.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)
внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций. В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Согласно положениям статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается
Решение № 3А-63/20 от 27.11.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)
на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций. В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по
Решение № 2-425/17 от 01.02.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)
такие удержания не уменьшают налоговую базу. Согласно ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей Согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются