ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Двухкомпонентный тариф на горячую воду - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 81-АПА19-17 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
валовой выручки, рассчитанной в том числе методом индексации (расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги). Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно пунктам 88, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании в том числе такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Пунктом 113 Методических указаний
Определение № А51-7570/19 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ
оспоренного и не отмененного в спорный период (01.01.2018 по 31.08.2018). Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что для истца на период регулирования с 2016 по 2018 годы установлены тарифы на горячую воду с использованием открытых систем горячего водоснабжения, когда фактически теплоснабжение осуществляется с применением закрытой системы горячего водоснабжения, в связи с чем суд констатировал, что в спорный период при расчетах между сторонами использовался действующий двухкомпонентный тариф на горячую воду для открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения утвержден за пределами искового периода. Таким образом, при сложившихся правоотношениях сторон и существующем для истца в исковой период двухкомпонентном тарифе на горячую воду, расчеты ресурсоснабжающей организации и потребителя осуществлялись с использованием верной формулы и ее составляющих (в данном случае норматив на расход тепловой энергии, используемой на подогрев воды), в связи с чем суд сделал вывод об отсутствии
Определение № 14АП-6856/19 от 27.04.2020 Верховного Суда РФ
и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), суды удовлетворили иск в части. Отказывая во взыскании стоимости холодной воды в составе ГВС, суды исходили из того, что двухкомпонентный тариф на горячую воду предприятию не установлен, а применяемый истцом порядок определения стоимости холодного водоснабжения в составе горячего водоснабжения законом не предусмотрен. Суд округа, отменяя принятые судебные акты, исходил из того, что, отказывая во взыскании стоимости холодной воды в составе горячего водоснабжения, суды неправильно применили нормы материального права, поскольку принятый судами информационный расчет общества, в котором учтена только стоимость холодной воды, использованной на нужды холодного водоснабжения, и исключена стоимость холодной воды (теплоносителя) как компонента горячей воды,
Постановление № Ф03-5762/20 от 17.02.2021 АС Хабаровского края
организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Как установлено судами и следует из материалов дела, на регулируемый период с 01.07.2018 по 31.12.2018 постановлением комитета от 18.12.2015 № 39/7 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего
Постановление № А57-6253/2017 от 07.03.2018 АС Поволжского округа
пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с
Постановление № А72-2217/2017 от 01.03.2018 АС Поволжского округа
– пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. В силу части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде
Постановление № Ф03-865/2022 от 15.03.2022 АС Хабаровского края
практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В разделе VII приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме,
Постановление № Ф03-5797/19 от 03.12.2019 АС Хабаровского края
для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (абзац 6 пункта 38 Правил № 354). В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за
Решение № 3А-757/2023 от 07.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
горячего водоснабжения, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406), приказа ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - Методические указания). Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемом решении указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что является прямым нарушением законодательства. Административный истец также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,0719 Гкал/м3, является неверным, поскольку расчет произведен по самостоятельной формуле в нарушении требований приказа Минстроя №162Э/пр. Региональная служба по
Решение № 3А-756/2023 от 07.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
горячего водоснабжения, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406), приказа ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - Методические указания). Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемом решении указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что является прямым нарушением законодательства. Административный истец также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,0716 Гкал/м3, является неверным, поскольку расчет произведен по самостоятельной формуле в нарушении требований приказа Минстроя №162Э/пр. Региональная служба по
Решение № 3А-758/2023 от 07.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
горячего водоснабжения, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406), приказа ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - Методические указания). Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. В оспариваемом решении указаны как однокомпонентные, так и двухкомпонентные тарифы на горячую воду, что является прямым нарушением законодательства. Административный истец также указывает, что расчет утверждения удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев горячей воды рассчитан в объеме 0,069 Гкал/м3, является неверным, поскольку расчет произведен по самостоятельной формуле в нарушении требований приказа Минстроя №162Э/пр. Региональная служба по