ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Экспертиза гидротехнических сооружений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 16.
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации,", слова "строительство, ввод в эксплуатацию," и слова "реконструкцию, капитальный ремонт," исключить; 4) в статье 11: а) наименование после слова "экспертиза" дополнить словами "проектной документации гидротехнических сооружений и государственная экспертиза"; б) часть первую изложить в следующей редакции: "Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений , содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."; 5) в абзаце третьем части второй статьи 13 слова "согласовании заданий на проектирование гидротехнических сооружений, согласовании проектов их
Приказ Ростехнадзора от 02.07.2021 N 250 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2021"
N 67 (зарегистрирован Минюстом России 05.04.2016, рег. N 41684) 3.1.2 Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) Приказ Ростехнадзора от 02.10.2015 N 394 (зарегистрирован Минюстом России 02.03.2016, рег. N 41303) 3.1.3 Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) Приказ Ростехнадзора от 03.11.2015 N 448 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2016, рег. N 41642) 3.1.4 Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по представлению сведений из Российского регистра гидротехнических сооружений Приказ Ростехнадзора от 28.10.2016 N 441 (зарегистрирован Минюстом России 28.12.2016, рег N 45026) 3.1.5 Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по
Приказ Ростехнадзора от 29.03.2017 N 98 "О внесении изменений приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, и правил ее заполнения". Зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2016 г., регистрационный N 42345 приказ Ростехнадзора от 27 июня 2016 г. N 240 "Об утверждении Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации" приказ Ростехнадзора от 15 июля 2016 г. N 298 "Об утверждении Порядка предоставления информации из Российского регистра гидротехнических сооружений". Зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2016 г., регистрационный N 43143 143 Д.4. Экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений Водный кодекс Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения) Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите
Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155 "Об утверждении Типовой программы по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений" для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
4.2.1. Устройство и безопасная эксплуатация электроустановок потребителей 4.2.2. Устройство и безопасная эксплуатация тепловых энергоустановок и тепловых сетей 4.2.3. Безопасность электрических станций и сетей БЛОК 5. БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ Модуль 5.1. Общие требования безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики 5.1.1. Система государственного регулирования в области безопасности гидротехнических сооружений 5.1.2. Российский регистр гидротехнических сооружений 5.1.3. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений 5.1.4. Декларация безопасности гидротехнических сооружений 5.1.5. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений Модуль 5.2. Специальные требования безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики 5.2.1. Безопасность гидротехнических сооружений объектов промышленности 5.2.2. Безопасность гидротехнических сооружений объектов энергетики -------------------------------- <*> Темы могут разбиваться, перегруппировываться и дополняться с учетом направлений деятельности руководителей и специалистов, проходящих предаттестационную подготовку. Конкретный объем программы (в часах) устанавливается при ее согласовании в установленном порядке. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ БЛОК 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Тема 1.1. Государственное регулирование промышленной, экологической, энергетической безопасности. Законодательные
"Методические рекомендации по оценке технического состояния и безопасности хранилищ производственных отходов и стоков предприятий химического комплекса. РД 09-255-99" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.01.1999 N 1)
хранилища, наименование производственного __________________________________________________________________ подразделения, номер цеха) предприятие ______________________________________________________ (наименование собственника хранилищ или __________________________________________________________________ эксплуатирующей организации) г. __________________ __________________год 3.6. Образец титульного листа заключения экспертизы технического состояния и безопасности хранилищ __________________________________________________________________ ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА __________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ (руководитель экспертной организации) _____________________________________ (должность) _____________________________________ (Ф.И.О.) "___" _________________ __________ г. (дата) _____________________________________ (подпись) М.П. ЗАКЛЮЧЕНИЕ о состоянии и условиях безопасной эксплуатации хранилища производственных отходов с гидротехническими сооружениями __________________________________________________________________ (наименование хранилища, наименование производственного __________________________________________________________________ подразделения, номер цеха) предприятие ______________________________________________________ (наименование собственника хранилища или __________________________________________________________________ эксплуатирующей организации) г. __________________ __________________ год Приложение N 1 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ХРАНИЛИЩ 1. Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений ", N 117-ФЗ от 23.06.97. 2. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", N 116-ФЗ от 20.06.97. 3. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", N 89-ФЗ от 24.06.98. 4.
Апелляционное определение № 4-АЛА19-2 от 21.03.2019 Верховного Суда РФ
музей-заповедник «Московский кремль», профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, аттестованный Минкультуры России эксперт ФИО38. сделал вывод о том, что рассматриваемый объект нуждается в дальнейшем подробном археологическом и дендрологическом исследованиях в рамках государственной историко-культурной экспертизы в целях принятия решения о включении (или об отказе во включении) выявленного объекта культурного наследия в реестр (т.5, л.д. 59). Экспертное же исследование, выполненное ФИО29, сведений в рамках данной историко-культурной экспертизы о проведенных археологических и дендрологических исследованиях на предмет наличия или отсутствия следов историко-культурной памяти (элементов гидротехнических сооружений , аллей), частей фундамента, находящихся на территории построек и сооружений - господского дома, флигеля, парадного двора) не содержит; нет в нем сведений о наличии или отсутствии эскизов этих построек, на основе которых возможно было бы восстановление, воссоздание, реставрация утраченных элементов. Состояние крайней запущенности выявленного объекта культурного наследия, на чем настаивает заинтересованное лицо и представитель уполномоченного органа в судебном заседании, само по себе не лишает выявленный объект
Определение № 305-КГ14-4805 от 19.11.2014 Верховного Суда РФ
24 Лесного кодекса Российской Федерации и исходили из недоказанности истцом обязательных условий для возмещения вреда, а также причинно-следственной связи между действиями ответчика и вредом. Суды учитывали, что комбинат неоднократно пытался исполнить обязанность по получению положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, это свидетельствует о намерении комбината добросовестно исполнить обязанность, предусмотренную договором аренды; вступившими в законную силу судебными актами по делу № А41-33759/2010 Управлению лесного хозяйства по Московской области отказано в признании незаконным использование комбинатом лесного участка в Аннинском участковом лесничестве кв.5 выд.6 и кв. 93 выд. на площади 8,5 га и взыскании ущерба в счет федерального бюджета; судами по названному делу установлено, что комбинат осуществляет деятельность в связи с обслуживанием гидротехнического сооружения – гидроотвала; комбинат разрабатывает проект ликвидации опасного гидротехнического сооружения без риска причинения ущерба окружающей среде, для предотвращения возможных аварий поддерживает сооружение в технически исправном состоянии; комбинат продолжает осуществлять деятельность по обслуживанию гидротехнического сооружения, в связи с чем
Определение № 304-ЭС19-15640 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
на дату подготовки Обществом проектной документации на строительство гидротехнического сооружения) предусмотрено, что при проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения (часть 3 статьи 10 Закона № 117-ФЗ). Частью 1 статьи 11 Закона № 117-ФЗ предусмотрено, что экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений , содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Правительство Российской Федерации постановлением от 06.11.1998 № 1303 утвердило Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение). Согласно пункту 10 Положения декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений
Определение № А59-995/2018 от 06.07.2018 АС Сахалинской области
Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно- исследовательские и проектные организации. Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Таким образом, экспертиза гидротехнических сооружений представляет собой компетентную оценку технического состояния систем и соответствие его нормативным документам и требованиям закона РФ. Такого рода экспертиза проводится на стадии проектирования и эксплуатации, после капитального ремонта или реконструкции сооружений. Порядок экспертизы строго определен законом, и проводить ее имеют право только экспертные центры, которые определены Федеральной службой по экологическому контролю, на сайте которой размещен перечень экспертных центров, в области экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений. Ответчик заявил ходатайство о проведении экспертизы экспертом Шапоревым
Решение № А62-1155/18 от 14.10.2019 АС Смоленской области
деревне Волково Краснинского района Смоленской области относится к объектам повышенной опасности, его безопасная эксплуатация возможна только после устранения выявленных недостатков и соответственно, после разработки специализированной организацией проектно-сметной документацией на устранение нарушений, выявленных в рамках обследования. Выводы экспертов, содержащиеся в экспертном заключении от 08.05.2019, подготовленном по результатам судебной экспертизы, ответчиком не оспорены. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, в материалы дела представлено Заключение экспертов по результатам проведения строительной экспертизы гидротехнического сооружения на реке Войская в деревне Волково Краснинского района Смоленской области для нужд УМВД России по Смоленской области, подготовленное ООО «Смоленское бюро строительных услуг», из которого следует, что стоимость фактически не выполненных ООО «Леспром», но оплаченных Администрацией работ по Контракту составляет 1 720 878 рублей. Выводы экспертов, содержащиеся в Заключении экспертов по результатам проведения строительной экспертизы гидротехнического сооружения на реке Войская в деревне Волково Краснинского района Смоленской области для нужд УМВД России по Смоленской
Постановление № 17АП-15047/2021-ГК от 26.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и эксплуатация сооружения возможны либо при контроле состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению конструкций и последующем мониторинге состояния (при необходимости). По пятому вопросу: Разрушения, причиненные третьими лицами в виде выемок бетона из конструкций ГТС (отбор проб бетона) негативно влияют на состояние, долговечность, надежность конструкций и, следовательно, на гарантийные обязательства ООО «Строительная фирма «Славянский дом» по муниципальному контракту № 028-ЭА/17 от 25.08.2017 года. Необходимо выполнить заделку мест вскрытия. С учетом назначения объекта экспертизы - гидротехническое сооружение (подвергаемое разрушительному воздействию воды) - место вскрытия становится зоной скопления влаги, что создает предпосылки химического разложения бетона и коррозии арматуры. В условиях эксплуатации объекта при низких температурах попавшая в полость бетонной конструкции влага замерзает, а при оттаивании становится причиной возникновения внутренних напряжений, и, как следствие, механического разрушения бетона, соответственно в дальнейшем развитие может перейти до аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в последующие периоды эксплуатации. Таким образом, судебной экспертизой установлены соответствие объема и стоимости
Постановление № 08АП-12475/2015 от 24.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, для которого работа в данной организации является основной. Таким образом, проведение экспертизы промышленной безопасности обозначенной выше документации, разработанной ООО «Стелта», должно осуществляться экспертом, имеющим квалификацию и аттестацию на осуществление ЭПБ в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. В соответствии с Правилами аттестации (сертификации) экспертов СДА-12-2009, принятыми наблюдательным советом Единой системы оценки соответствия решением от 20.07.2009 № 30-БНС (далее – Правила аттестации), аттестация экспертов по экспертизе промышленной безопасности, экспертизе гидротехнических сооружений проводится по двум квалификационным уровням: эксперт и эксперт высшей квалификации. Аттестация экспертов проводится в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, то есть их профессиональных знаний, навыков, мастерства, необходимых для проведения соответствующих экспертных работ. В результате аттестации экспертам выдается квалификационное удостоверение с указание области аттестации (пункт 1.3 Правил аттестации). Согласно пункту 8.3 Правил аттестации на основании положительного решения аттестационной комиссии оформляется квалификационной удостоверение установленного образца (приложение 4), в котором указывается область
Решение № от 20.07.2011 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)
безопасности ГТС». Таким образом, несоблюдение требований законодательства о безопасности ГТС - плотины на берегу реки Б.Авраль, создает угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц - гражданам и юридическим лицам, находящимся в зоне функционирования ГТС. Просит обязать администрацию поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области оформить в установленном законом порядке декларацию безопасности и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения - плотины на р. Б. Авраль, обеспечить проведение в установленном законом порядке государственной экспертизы гидротехнического сооружения - плотины на р. Б. Авраль, обеспечить проведение расчета размера вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения - плотины на р. Б. Авраль, согласовать его с органами исполнительной власти Ульяновской области и представить в органы Ростехнадзора, осуществить страхование риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии в течение периода эксплуатации гидротехнического сооружения - плотины на р. Б. Авраль и обязать
Апелляционное постановление № 22-3550/18 от 24.12.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
уголовному делу была назначена оценочная экспертиза, которая проводилась одним и тем же экспертом. При этом экспертиза проводилась на основании документов 8-летней давности. Были завышены объемы и размеры предоставленных на экспертизу объектов по сравнению с реально существующими по обеим плотинам, что подтвердил сам эксперт. Экспертиза проведена без осмотра плотин с участием специалистов. Стороной защиты в суд предоставлены фотографии плотин и водных объектов, заключения специалиста ФИО11 с указанием размеров и стоимости объектов, которые в десятки раз меньше цифр экспертного заключения, взятого судом во внимание. Сторона защиты просила признать недопустимым доказательством заключение эксперта ФИО12 по вышеуказанным основаниям, а также в связи с тем, что при проведении экспертиз гидротехнических сооружений он использовал методику оценки зданий, что повлияло на стоимость оцениваемого объекта. По этим же основаниям защита просила признать недопустимыми доказательствами оба технических паспорта на плотины прудов «Нижний» и «Казенный», так как информация, изложенная в них, не соответствует действительности, что было установлено в ходе
Решение № 2-4124/17 от 05.09.2017 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)
гибрида колодца-скважины выполненные по договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям нормативно-технической документации и рабочему проекту. Для устранения выявленных замечаний требуется провести полный демонтаж конструкций и устройство гидротехнического сооружения вновь. Сметная стоимость демонтажных работ составляет 19973 рубля 88 копеек (л.д.67-96 том 1). Не согласившись с представленным заключением, по ходатайству сторон была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «Западно-Сибирский Центр Независимых экспертиз». Согласно заключению эксперта № ООО «Западно-Сибирский Центр Независимых экспертиз», гидротехническое сооружение - гибрид колодца-скважины из 5 ж/б колец, трехметрового фильтра д. 225 мм. с приваренной заглушкой, обсыпанного песчаногравийной смесью весом до 1,5 т, на участке, расположенном по адресу: <адрес> не соответствует по качеству получаемой воды. Работы по устройству гибрида колодца-скважины, выполненные по договору подряда не соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Отклонение от вертикали колодца превышает допустимые требования более чем в 2 раза. Устранение данного дефекта возможно только путем демонтажа и повторной установки колец в соответствии