ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Эксплуатация тепловых сетей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС18-9263 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
Арбитражного суда Астраханской области от 28.09.2020 по делу № А06-4600/2017, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2021 по тому же делу по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» об обязании устранить течь воды в цокольных помещениях № 47, 49 по адресу: <...>/Кр.Знамени/Ленина, 27/12/11, Литер «А» путем проведения капитальных ремонтных работ в соответствии с действующими нормами и правилами ремонта и эксплуатации тепловых сетей , камер, дренажных устройств в квартале по ул. Кирова/Кр.Знамени/Ленина 27/12/11 г. Астрахани в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда и к муниципальному унитарному предприятию города Астрахани «Астрводоканал» об обязании устранить течь воды (фекалии) в цокольных помещениях № 47, 49 по адресу: <...>/Кр.Знамени/Ленина, 27/12/11, Литер «А» путем проведения капитальных ремонтных работ в соответствии с действующими нормами и правилами ремонта и эксплуатации водоснабжения и водоотведения (канализация), колодцев (камер), дренажных устройств в
Определение № 308-ЭС23-28079 от 15.01.2024 Верховного Суда РФ
устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Удовлетворяя иск, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно применили положения гражданского и земельного законодательства, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и исходили из того, что принадлежащие Обществу рекламные конструкции размещены в охранной зоне тепловых сетей, находящихся в эксплуатации истца (в отсутствие согласия последнего), что препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей , создает угрозу жизни и здоровья окружающих, а также препятствует доступу истца к местам проведения ремонтных работ. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного
Определение № 305-ЭС22-21739 от 27.10.2022 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Московской области «Коммунальные системы Московской области» (истец) на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2022 по делу № А41-82561/2021, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2022 по тому же делу по иску государственного унитарного предприятия Московской области «Коммунальные системы Московской области» к обществу с ограниченной ответственностью «Интеллектуальные коммунальные системы Орехово-Зуево» о взыскании долга за эксплуатацию тепловых сетей , процентов за пользование чужими денежными средствами, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Орехово-Зуевского городского округа, установил: решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2022, в удовлетворении иска отказано. Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, полагая
Определение № А57-29583/2021 от 30.08.2023 Верховного Суда РФ
законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Удовлетворяя иск публичного акционерного общества «Т Плюс», суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, правильно применили положения гражданского и земельного законодательства, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и исходили из того, что размещение на публичном земельном участке объекта – «аптека» в охранной зоне тепловой сети, находящейся в эксплуатации истца, препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей , создает угрозу жизни и здоровья окружающих, а также препятствует доступу истца к местам проведения ремонтных работ. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного
Постановление № Ф03-211/2018 от 21.02.2018 АС Приморского края
опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 № 168 (далее – Требования № 168), склад ГСМ относится к ОПО нефтепродуктообеспечения. ОПО химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств, поименованы в разделе 7 названных Требований. Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУПВ «ВПЭС» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; вспомогательными видами деятельности – эксплуатация тепловых сетей и котельных, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности тепловых сетей. В соответствии с пунктом 2.1 Устава МУПВ «ВПЭС» целью деятельности предприятия является осуществление деятельности в сфере оказания потребителям г. Владивостока услуг по передаче электрической, тепловой энергии, в сфере обслуживания электрических, тепловых сетей, сетей наружного освещения города Владивостока; организация мероприятий по электроснабжению и теплоснабжению. Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что требования, установленные Правилами № 96, не
Постановление № А51-18323/17 от 24.10.2018 АС Приморского края
реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 № 168 (далее – Требования № 168), склад ГСМ относится к ОПО нефтепродуктообеспечения. ОПО химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств, поименованы в разделе 7 названных Требований. Апелляционным судом установлено, что по данным ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/) основным видом деятельности предприятия является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; дополнительными видами деятельности - эксплуатация тепловых сетей и котельных, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности тепловых сетей. При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу том, что требования, установленные Правилами № 96, не могут быть применены к деятельности МУПВ «ВПЭС», связанной с эксплуатацией спорных объектов, относящихся к ОПО нефтепродуктообеспечения, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения. Кроме того, 03.06.2017 вступили в силу Федеральные нормы и правила
Постановление № А75-18391/20 от 25.01.2022 АС Западно-Сибирского округа
из суммы всей выручки, полученной обществом за 2019 год. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что деятельность по ремонту сетей тепло-, водоснабжения и горячего водоснабжения обществом не осуществляется; тепловые сети в собственности и/или пользовании у АО «Генерация» отсутствуют; в расшифровках строк отчета общества о прибылях и убытках за 2019 год отсутствует выполнение работ по капитальному ремонту инженерных сетей или эксплуатация тепловых сетей ; расходы по оплате ООО «Партнер» стоимости выполненных работ по капитальному ремонту инженерных сетей АО «Генерация» самостоятельно не несло (оплата за исполнение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту (с заменой) сетей тепло-, водоснабжения и горячего водоснабжения проводилась за счет средств субсидии, предоставленной обществу на эти цели). С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о невозможности отнесения общества к организации, эксплуатирующей тепловые сети, и определения суммы штрафа исходя из суммы всей выручки. Вопреки
Постановление № А55-21851/2023 от 26.02.2024 АС Самарской области
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права. В жалобе указывает на то, что многоквартирный дом по адресу: <...>, осуществляет самовольное потребление, так как отсутствует допуск теплопотребляющей установки в эксплуатацию. Подача тепловой энергии на объект при отсутствии разрешения на эксплуатацию теплопотребляющей установки является нарушением обязательных требований п. 6.2.19 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2023, в соответствии с которыми эксплуатация тепловых сетей и систем теплопотребления после монтажа и реконструкции допускается только при их подключении на основании разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора. Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах должно обеспечиваться одним
Постановление № 5-1085/17 от 14.12.2017 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения). Уставом ПАО «Квадра – Генерирующая компания» определено, что одними их основных целей создания предприятия является деятельность по поставке тепловой энергии, транспорту тепловой энергии и эксплуатация тепловых сетей (пункт 3.2). Пунктом 2.2 Положения о филиале ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» определено, что предметом деятельности филиала в том числе являются: деятельность по продаже тепловой энергии (мощности), теплоносителя и горячей воды, деятельность по транспортировке тепловой энергии, эксплуатация тепловых сетей. Таким образом, филиал ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, и обязано подавать воду, соответствующую установленным требованиям. Из материалов дела следует, что пробы горячей водопроводной воды, отобранные 25.10.2017 года в подвале
Решение № 2-1232/19 от 24.06.2019 Керченского городского суда (Республика Крым)
возложении обязанности по принятию мер, направленных на оборудование приборами учета отпуска тепловой энергии котельных по адресам: <адрес>Б, <адрес>А, <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>, в соответствии с п.п. 2.5.1 приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой города проверкой в октябре 2018 года установлено, что филиалом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> эксплуатация тепловых сетей , осуществляется с нарушениями требований и. 2.5.1 Правил, а именно, в котельных по адресам: <адрес>Б, <адрес>А, <адрес>, пер. <адрес>, <адрес> не оборудованы приборы учета отпуска тепловой энергии. В связи с выявленными нарушениями, повлекшими за собой неготовность муниципального образования городской округ Керчь к отопительному сезону, с целью их устранения и привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» внесено представление. Согласно ответа филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»
Решение № 2-134/2022 от 17.05.2022 Североуральского городского суда (Свердловская область)
проверка поручения прокуратуры Свердловской области от 27.09.2021 о готовности теплоснабжающей организации к отопительному сезону. Установлено, что согласно постановлению Администрации Североуральского городского округа от 02.05.2012 № 575 создано муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс». Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 30.06.2016 № 827 утвержден Устав МУП «Комэнергоресурс». Согласно п.2.2 Устава МУП «Комэнергоресурс» одним из видов деятельности предприятия является деятельность по предоставлению коммунальных услуг; предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии; эксплуатация тепловых сетей , водопроводных и канализационных систем, газового оборудования, очистных сооружений, котельных; эксплуатация объектов котлонадзора, газового надзора; реконструкция, модернизация и капитальный ремонт паровых колов, тепловых сетей, водопроводов, канализационных систем, газового оборудования. Согласно п.п.4 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно п.п.28 п.1 ст.6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения Североуральского