ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Физическое лицо стало индивидуальным предпринимателем - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (ред. от 17.10.2016) (Первый раздел)
физических лиц. Общество с ограниченной ответственностью "МультиСофт Системз" (ООО "МультиСофт Системз"); 127473, Москва, ул. Селезневская, д. 15, стр. 1. 15 апреля 2011 года, Приказ Минпромторга России N 512. FAIR BOX-01K Для использования в составе платежного терминала: Реквизиты, печатаемые на кассовом чеке при приеме денежных средств от физических лиц с использованием ККТ в составе платежного терминала (установлены Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"): Наименование организации (индивидуального предпринимателя / торгового объекта) (программируемое до 4-х строк). Наименование и место нахождения платежного агента (или банковского платежного агента), принявшего средства (программируемое до 3-х строк). Номер платежного терминала, принявшего денежные средства. Адрес места приема денежных средств (программируемое до 2-х строк). Наименование документа - КАССОВЫЙ ЧЕК. Номер кассового чека, порядковый номер документа. Идентификатор кассира (оператора), наименование операции (продажа). Идентификатор отдела (секции). Наименование платежа (оплаченного товара, работы, услуги), символ "*", сумма платежа. Размер вознаграждения,
Приказ МНС РФ от 08.10.2004 N САЭ-3-09/522@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436 "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах"
А.Э.СЕРДЮКОВ Приложение к Приказу МНС России ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, В ЕДИНЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ И В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ Настоящие Основные принципы, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей , Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), законодательными и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах, определяют основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах. 1. Функции Единых регистрационных центров Единые регистрационные центры (далее - Центр) выполняют: - все виды регистрационных действий, предусмотренные законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических
Приказ МНС РФ от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ (ред. от 08.10.2004, с изм. от 17.03.2010) "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах"
ЦЕНТРАХ И В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ Список изменяющих документов (в ред. Приказа МНС РФ от 08.10.2004 N САЭ-3-09/522@ с изм., внесенными решением ВАС РФ от 17.03.2010 N ВАС-6815/09) (см. текст в предыдущей редакции) Настоящие Основные принципы, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей , Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), законодательными и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах, определяют основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах. 1. Функции Единых регистрационных центров Единые регистрационные центры (далее - Центр) выполняют: - все виды регистрационных действий, предусмотренные законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических
Приказ Росстата от 02.07.2014 N 465 (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения"
+ 1.6 + 1.7 1.1. Фонд начисленной заработной платы работников организаций по полному кругу предприятий (с досчетом по малым предприятиям и микропредприятиям) табл. 1 взт "Оценка вознаграждения за труд занятого населения (без социальных взносов)", стр. 1 "Всего", гр. 3 + гр. 6 1.2. Оплата труда работников организаций без оформления договора табл. 1 взт "Оценка вознаграждения за труд занятого населения (без социальных взносов)", стр. 1 "Всего", гр. 8 1.3. Оплата труда наемных работников у физических лиц, индивидуальных предпринимателей (включая фермерские хозяйства) табл. 1 взт "Оценка вознаграждения за труд занятого населения (без социальных взносов)", стр. 1 "Всего", гр. 9 1.4. Средства на оплату труда иностранных работников табл. 1 взт "Оценка вознаграждения за труд занятого населения (без социальных взносов)", стр. 1 "Всего", гр. 10 1.5. Выплаты социального характера наемным работникам табл. 1 взт "Оценка вознаграждения за труд занятого населения (без социальных взносов)", стр. 1 "Всего", гр. 4 1.6. Другие формы вознаграждения, подлежащие включению
Указ Президента РФ от 13.07.2004 N 892 "О назначении Корчагина Ю.П. Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Аргентинской Республике"
АВИАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА Раздел I. Международные договоры Российской Федерации и акты органов Евразийского экономического союза N п/п Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю 1 Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (Международные воздушные сообщения СССР, Сборник документов, Москва, 1970, том 3) Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели , осуществляющие деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания Оценивается целиком 2 Приложение 01 к Конвенции о международной гражданской авиации. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Издание N 11, 2011 года (в ред. Поправки N 172 от 13.11.14) Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской
Решение № АКПИ19-541 от 16.09.2019 Верховного Суда РФ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В силу положений пункта 43 статьи 9 поименованного закона основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4 данной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, согласно которому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, она утверждает основания, условия и способы проведения указанных в пункте 42 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий (абзац второй пункта 1, подпункт 5.9.52). Основания и Порядок утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта. Довод административного
Определение № А41-19216/20 от 18.08.2021 Верховного Суда РФ
трех инстанций, соглашаясь с выводом налогового органа о наличии оснований для привлечения Банка ВТБ к налоговой ответственности и отказывая в удовлетворении требований кредитной организации, исходили из того, что статьями 46 и 76 Налогового кодекса не предусмотрены ограничения по обращению взыскания налога, сбора, страховых взносов на денежные средства индивидуальных предпринимателей на счетах, определенных пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса, в том числе на текущих счетах, а также по приостановлению операций по таким счетам физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями . В связи с этим, по мнению судов, взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банке, приостановление операций по счетам в банке в отношении индивидуального предпринимателя может применяться как к расчетным счетам, так и к текущим счетам граждан, открываемым не для осуществления предпринимательской деятельности. Между тем судами не учтено следующее. Законодательство о налогах и сборах устанавливает различные правила взыскания налоговой задолженности с физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности. В отношении
Определение № А52-1072/20 от 18.08.2021 Верховного Суда РФ
ведением предпринимательской деятельности. Суды трех инстанций, соглашаясь с выводом налогового органа о наличии оснований для привлечения Банка ВТБ к налоговой ответственности и отказывая в удовлетворении требований кредитной организации, исходили из того, что статья 76 Налогового кодекса содержит прямое указание о праве налоговых органов на приостановление операций по счетам в банках индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков и не содержит ссылки на то, что принятие налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями , допускается лишь в отношении счетов, открытых в кредитном учреждении для ведения предпринимательской деятельности. Отклоняя доводы заявителя о праве клиента банка – физического лица распоряжаться своими денежными средствами, находящимися на счетах, открытых им не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, суды со ссылкой на положения статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации указали, что юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской
Кассационное определение № 32-КА20-1 от 17.06.2020 Верховного Суда РФ
деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса. Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Кодекса). Согласно статье 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2). Подпунктом 1
Определение № 69-КГ19-17 от 20.01.2020 Верховного Суда РФ
от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании заработной платы по требованиям работников, трудовые отношения с которыми не оформлены в установленном законом порядке, судам следует учитывать, что в случае отсутствия письменных доказательств, подтверждающих размер заработной платы, получаемой работниками, работающими у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем , не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, суд вправе определить ее размер исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения - исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статья 1331 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом,
Решение № А43-25119/11 от 05.03.2013 АС Нижегородской области
требования ООО «Геопром» отклонил в связи с их незаконностью и необоснованностью, ссылаясь на следующее: -в течение более 16 лет предприниматель Котова Т.Г. несла расходы по содержанию здания, которые по ее подсчетам составляют около 400 000 руб. Ответчик намерен предъявить иск о взыскании с ООО «Геопром» необходимых затрат на содержание и сохранение имущества в соответствии со ст. 1108 ГК РФ; -Котова Т.Г. указывает, что долю в праве общей долевой собственности она приобрела как физическое лицо, став индивидуальным предпринимателем только в 1996г. Поэтому по мнению ответчика ее спор с ООО «Геопром» не носит экономического характера, и не может быть рассмотрен в арбитражном суде; -ответчик полагает, что в силу приобретательной давности он стал собственником объекта. Поэтому с его стороны отсутствует неосновательное обогащение за счет ООО «Геопром»; -предприниматель Котова Т.Г. выразила несогласие с выводами судебной экспертизы от 10.10.2012г., проведенной Фондом поддержки криминалистов правоохранительных органов «Дельта».В материалы дела ответчиком представлен отчет об оценке №0-96/11
Постановление № С01-1061/16 от 19.12.2016 Суда по интеллектуальным правам
от 11.07.2016, суд первой инстанции исходил из того, что Роспатент при принятии оспариваемого решения обоснованно принял во внимание, что на дату регистрации оспариваемого товарного знака Шаблин П.А. обладал статусом индивидуального предпринимателя, в связи с чем регистрация этого товарного знака была осуществлена на имя физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о товарных знаках; статья 1512 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в которой приведен исчерпывающий перечень оснований признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, не содержит такого основания признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, как подача заявки на регистрацию товарного знака лицом, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя . Кроме того, суд первой инстанции не установил наличия у общества заинтересованности в оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации № 231507, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Президиум Суда по интеллектуальным правам, изучив материалы дела, рассмотрев
Постановление № С01-1054/16 от 19.12.2016 Суда по интеллектуальным правам
недействительным решения Роспатента от 16.05.2016, суд первой инстанции исходил из того, что Роспатент при принятии оспариваемого решения обоснованно принял во внимание, что на дату регистрации оспариваемого товарного знака Шаблин П.А. обладал статусом индивидуального предпринимателя, в связи с чем регистрация этого товарного знака была осуществлена на имя физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о товарных знаках; статья 1512 ГК РФ, в которой приведен исчерпывающий перечень оснований признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, не содержит такого основания признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, как подача заявки на регистрацию товарного знака лицом, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя . Кроме того, суд первой инстанции не установил наличия у общества «ЭМ-КООПЕРАЦИЯ» заинтересованности в оспаривании предоставления правовой охраны правовой охраны товарному знаку «» по свидетельству Российской Федерации № 208645, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Президиум Суда по интеллектуальным правам, изучив материалы дела,
Постановление № С01-114/2015 от 03.04.2015 Суда по интеллектуальным правам
права, суд первой инстанции обоснованно отметил в судебном акте, что Роспатент, принимая решение о прекращении правовой охраны спорного товарного знака правильно исходил из того, что 30.03.2011 постановлением Хозяйственного суда Харьковской области физическое лицо – индивидуальный предприниматель Костюк Д.Д. признан банкротом и в отношении него открыта ликвидационная процедура. Определением Хозяйственного суда Харьковской области от 19.12.2012 оставленным без изменения постановлением Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 30.01.2013 и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 11.04.2013, утвержден ликвидационный отчет банкрота Костюка Д.Д. На основании указанных судебных актов государственным регистратором 09.01.2013 внесена запись в ЕГРЮЛП Украины о прекращении предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя Костюка Д.Д. Суд первой инстанции, отклоняя довод Костюка Д.Д., что последний на момент принятия Роспатентом спорного решения являлся индивидуальным предпринимателем , так как 27.02.2013 вновь был зарегистрирован в качестве предпринимателя, правомерно ссылался на то, что постановлением Окружного административного суда г. Киева от 18.04.2014 по делу № 826/2487/14 указанная регистрация Костюка Д.Д.
Апелляционное определение № 33-10198/2015 от 29.04.2015 Московского областного суда (Московская область)
период с 23.06.2010г. по 30.06.2014г. составила 305391рубль 85 копеек. Вследствие нарушенных обязательств, принятых на себя арендатором по вышеуказанному договору в бюджет Павлово-Посадского муниципального района не поступают запланированные платежи, составляющие доходную часть бюджета. Расчет арендной платы в отношении Кузьмина А.Д. представлен истцом как для индивидуального предпринимателя. Ответчик Кузьмин А.Д. и его представитель Вихрев П.В. возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указывая на то, что при заключении договора Кузьмин А.Д. действовал как физическое лицо, стал индивидуальным предпринимателем только 05.04.2010г.. При заключении договора, арендная плата согласовалась им в размере, предусмотренном именно как для гражданина (физического лица), в связи с чем не согласен с расчетом истца. При регистрации его как ИП им было заявлено в качестве основного вида предпринимательской деятельности - услуги по тех.обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (ОКВЭД 50.2). По состоянию на 10.02.2015года на земельном участке не достроен объект торговли - магазин автозапчастей и Кузьмин А.Д. не ведет предпринимательской деятельности
Решение № 2-471 от 15.06.2011 Павловского районного суда (Алтайский край)
в налоговый орган возражения на результаты проверки и не обжаловал решение о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган либо в суд, следовательно, согласился с ними. Требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа до (дата) ответчик получил (дата), не исполнил до сих пор. Ответчик Замулин А.И. иск не признал. Пояснил, что действительно с (дата) было зарегистрировано КФХ «***» Замулина А.И. как юридическое лицо. (дата) статус юридического лица сменили на физическое лицо, стал индивидуальным предпринимателем -главой КФХ. Занимался закупом молока, его охлаждением, лабораторной проверкой и реализацией молокозаводам. Не отрицает, что перешел в (дата) на упрощенную систему налогообложения, выбрал объект налогообложения «доходы», которыми считал «наценку» - разницу между ценой реализации и закупочной ценой молока. Консультацию по такому налогооблагаемому доходу получил в Союзе крестьянских (фермерских) хозяйств Н-го района и у заместителя руководителя налоговой инспекции района. Считает, что МРИ ФНС РФ № незаконно проводила выездные налоговые проверки его деятельности дважды
Решение № 2А-281/2017 от 29.09.2017 Михайловского районного суда (Амурская область)
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФЗ №) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.Согласно ч. 1 ст. 21 указанного закона в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем , в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического липа, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым
Апелляционное определение № 2А-1849/20 от 09.11.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)
не является предпринимателем (п. 4 этой же нормы). Абзацем 4 п. 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них поименованным Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что законодатель связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанной в п. 1 ст. 2 ГК РФ, о наличии которой в действиях гражданина могут свидетельствовать, в частности, приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации. Таким образом, для исполнения налоговых обязанностей отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения. В связи с этим любое физическое лицо, которое на свой риск осуществляет операции, направленные на систематическое получение прибыли от реализации товаров