ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственная экспертиза проекта освоения лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303-КГ15-2090 от 10.04.2015 Верховного Суда РФ
ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Харон-Холдинг» (г.Хабаровск) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2014 по делу № А73-239/2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.12.2014 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Финансово-строительная корпорация «Харон-Холдинг» (далее – общество) о признании недействительными приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее – управление) от 28.11.2013 № 1068П «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, переданного в аренду ЗАО ФСК «Харон-Холдинг» и заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, переданного в аренду обществу, установила: решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе общество ссылается на неправильное применение арбитражным судом
Определение № А33-24394/19 от 30.10.2020 Верховного Суда РФ
статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 81-84, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496, Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов , расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 № 57, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суды исходили из следующего: Общество, являясь арендатором лесного участка по договору от 22.10.2008 № 47/р, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности, представило в Министерство
Определение № А73-2921/19 от 06.04.2021 Верховного Суда РФ
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, пунктами 16-19, 39 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2012 № 379, к полномочиям Министерства отнесено проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Таким образом, Министерство является уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов , расположенных на территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский». Вместе с тем на государственную экспертизу в Министерство проект освоения лесов 73 квартала Баджальского участкового лесничества не поступал. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик использовал лесной участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, без учета соответствия деятельности Общества режиму особой охраны государственного природного заказника федерального значения, оспариваемые акты приняты о правах и обязанностях
Определение № А56-52444/20 от 04.10.2021 Верховного Суда РФ
промышленных предприятий» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2020, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2021 по делу № А56-52444/2020 по заявлению открытого акционерного общества «Управление промышленных предприятий» (далее – общество) к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – комитет) о признании недействительным распоряжения от 23.03.2020 № 805 и отрицательного заключения от 23.03.2020 № 1167-К/1 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке площадью 26 га, расположенному в квартале 61 Сойкинского участкового лесничества, в квартале 111 Приморского участкового лесничества Кингисеппского лесничества, предоставленного в аренду обществу для разработки месторождения песков строительных «Пейпия-2» на основании договора аренды лесного участка от 22.07.2013 № 179/К-2013-07, и об обязании комитета вынести положительное заключение по результатам проведенной государственной экспертизы проекта освоения лесов, установил: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого
Постановление № А05-294/2021 от 23.06.2021 АС Архангельской области
или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 89 ЛК РФ). Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок не более 30 дней со дня его поступления в уполномоченные орган исполнительной власти. Из указанных положений ЛК РФ, а также условий договора аренды следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Как установлено судом
Постановление № А55-8515/14 от 27.01.2015 АС Поволжского округа
экспертизы проекта освоения лесов. В кассационной жалобе Министерства, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, постановление суда апелляционной инстанции предлагается отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства. Заявитель кассационной жалобы считает, что, поскольку договор аренды лесного участка соответствующий Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545, и состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2012 № 69, не был предоставлен, государственная экспертиза проекта освоения лесов проводиться не может. В судебном заседании представитель МУП г.о. Самара «ТТУ» просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили. Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. Как
Постановление № А55-12848/14 от 28.05.2015 АС Поволжского округа
проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и обозначаются на картах лесов. Таким образом, границы арендованного заявителем лесного участка обозначены в натуре в схеме и плане лесного участка. Экспертной комиссией министерства была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка ООО «Творческая мастерская заслуженного архитектора ФИО1». Приказом министерства от 27.04.2011 №115 утверждено положительное заключение государственной экспертизы по указанному проекту. Однако в ходе проверки департамента лесного хозяйства по ПФО, служебной проверки в министерстве было установлено следующее. В проекте освоения лесов в целях осуществления рекреационной деятельности на стр.51 указано, что по периметру арендованного участка органичен свободный проход на период обустройства усадьбы и по прекращении работ по обустройству все препятствия
Постановление № А56-45936/19 от 11.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ № 69). Статьей 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в Комитет. Государственная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в Комитет. На момент составления спорных актов ЛПО и внесения изменений в проекты освоения лесов государственная экспертиза проектов освоения лесов осуществлялась в соответствии с приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об
Решение № 2-23/2016 от 14.01.2016 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)
именно: ДД.ММ.ГГГГ. между ИП ФИО1 и министерством лесного, природопользования и экологии Ульяновской области был заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого ИП ФИО1 принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности площадью 0,27 га, расположенный по адресу: <адрес> под номером учетной записи в государственном лесном реестре №, категория земель-земли лесного фонда. ФИО1 в нарушении ст. ст. 88,89 Лесного кодекса РФ не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов . Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области до настоящего времени не понудило ИП ФИО1 к разработке и передачи на государственную экспертизу проекта освоения лесов. В последующем, в части требований к ИП ФИО1 о возложении на него обязанности разработать проект освоения лесов, осуществить государственную экспертизу от иска отказался. Отказ принят судом, вынесено определение. Просят признать бездействие министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных