ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Границы национального парка - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 06.04.2016 N 191 "Об утверждении Положения о национальном парке "Мещера" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2016 N 42640)
Российской Федерации, 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 46, ст. 6339). 2. Национальный парк "Мещера" (далее - национальный парк) создан постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.1992 N 234 "О создании национального парка "Мещера" Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации во Владимирской области" в целях сохранения уникальных природных комплексов Мещерской низменности (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст. 3989). 3. Национальный парк расположен на территории Гусь-Хрустального района Владимирской области. 4. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 46 534 гектаров. 5. Границы национального парка определены в системе координат МСК-33 и представлены в приложении 1 к настоящему Положению. 6. Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст. 425) к ведению Минприроды России. 7. Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов
Приказ Минприроды РФ от 04.10.2011 N 806 "Об утверждении Положения о национальном парке "Русская Арктика" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2011 N 22490)
сохранения и восстановления природных комплексов и объектов Арктики. 3. Общая площадь национального парка 1 426 000 га, включая земли запаса площадью 632 090 гектаров в Архангельской области (северная часть острова Северный архипелага Новая Земля и прилежащие острова) и земли водного фонда площадью 793 910 гектаров (участок внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации шириной 12 морских миль, примыкающий к территории северной части острова Северный архипелага Новая Земля и прилежащим островам). 4. В границы национального парка включены также земли без изъятия из хозяйственной эксплуатации общей площадью 1 га. Описание границ национального парка приведено в приложении 1 к настоящему Положению. 5. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 821-р национальный парк отнесен к ведению Минприроды России. 6. Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования, проведении инвентаризации земель. 7. С целью сохранения и
Приказ Минприроды России от 09.11.2012 N 380 "Об утверждении Положения о национальном парке "Куршская коса" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26255)
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 42, ст. 5922). 2. Национальный парк "Куршская коса" (далее - национальный парк) учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 ноября 1987 г. N 423 "О создании государственного природного национального парка "Куршская коса" в Калининградской области" (СП РСФСР, 1987, N 22, ст. 139). 3. Национальный парк расположен на территории Зеленоградского района Калининградской области. 4. Общая площадь национального парка по результатам проведенных землеустроительных работ составляет 6 621 гектар. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 351 гектар. 5. Границы национального парка определены в системе координат WGS84 и представлены в Приложении 1 к настоящему Положению. 6. Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст. 425) к ведению Минприроды России. 7. Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при
Решение Верховного Суда РФ от 01.10.2014 N АКПИ14-953 <О признании частично недействующими подпункта 24 пункта 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утв. Приказом Минприроды России от 20.11.2013 N 534, и приложений 1, 3 к данному Положению>
транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест (подпункт "ж" пункта 2 статьи 15). На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к каковым относятся и территории национальных парков, Земельным кодексом Российской Федерации запрещается движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог (подпункт 3 пункта 7 статьи 95). Координаты поворотных точек границы национального парка "Югыд ва" приведены в приложении 1, а Карта - схема функционального зонирования территории национального парка "Югыд ва" дана в приложении 3 к Положению о национальном парке "Югыд ва". По заявке Минприроды России в 2009 г. Росреестром были проведены землеустроительные и кадастровые работы с целью уточнения границ национального парка в действующей системе географических координат. По результатам проведенных работ площадь национального парка "Югыд ва" составила 1894133 га. Земельным участкам национального парка присвоены кадастровые номера 11:18:0000000:116;
Апелляционное определение № АПЛ20-126 от 23.06.2020 Верховного Суда РФ
2012 г. № 60 (далее - Приказ) утвердило Положение о национальном парке «Плещееве озеро» (далее также - Положение). Нормативный правовой акт 6 апреля 2012 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 23751, 18 июня 2012 г. опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 25 (без приложений к Положению), размещен на официальном сайте Минприроды России (пйр://\у\у^.тпг.§оу.ги). В приложении 1 к Положению указаны координаты поворотных точек границы национального парка «Плещееве озеро» в системе координат МСК-76. ФИО2 и ФИО6 КВ. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просили признать приложение 1 к Положению не действующим в части, предусматривающей включение в границы национального парка «Плещееве озеро» земельного участка с кадастровым номером 76:11:000000:82, обозначенного в данном приложении номерами поворотной точки с н784 (координаты межевого знака X 274621,77, У 1265312,31) по н808 (координаты межевого знака X 274753,68, У 1263903,57). В обоснование
Определение № 301-ЭС16-12834 от 17.10.2016 Верховного Суда РФ
Федерации, статей 39.23,39.24 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение Верховного Суда Российской Федерации принято в рамках рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта –приказа Министерства природных ресурсов РФ от 20.11.2013 №534 «Об утверждении положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Югыд Ва». Указанное решение не содержит выводов о праве собственности на земельный участок, не признаны недействительными нормативные правовые акты или договоры, на основании которых происходит владение и пользование спорным земельным участком. Координаты поворотных точек границы национального парка «Югыд Ва» в районе месторождения «Чудное» и карат-схема функционального зонирования национального парка в части выделения на карте-схеме месторождения «Чудное» как не входящего в территорию национального парка признаны недействительным решением Верховного Суда РФ только с даты его вступления в силу. Предметом рассмотрения дела в Интинском городском суде Республики Коми являлись только вопросы полномочий и законности действий местной администрации МО ГО «Инта». В материалах дела отсутствуют доказательства ,которые бы подтверждали, что Российская Федерация осуществляла полномочия
Определение № А38-8353/19 от 10.08.2023 Верховного Суда РФ
положения гражданского и земельного законодательства, Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1) и исходили из следующего: спорный земельный участок образован из земельного участка, входящего в границы национального парка «Марий Чодра», созданного в 1985 году, который в силу Постановления № 3020-1 является федеральной собственностью; доказательства, подтверждающие, что этот участок находился в собственности субъекта Российской Федерации до принятия Постановления № 3020-1, отсутствуют; поскольку у Республики Марий Эл не имелось полномочий по совершению распорядительных действий в отношении федерального имущества, сделка по передаче данного участка в частную собственность является недействительной (ничтожной); ввиду того, что спорный участок выбыл из федеральной собственности помимо воли собственника с нарушением
Определение № А19-10379/20 от 13.09.2021 Верховного Суда РФ
13.02.1986 № 71 (далее – постановление № 71), Указом Президента РСФСР от 28.11.1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР», Указом Президента Российской Федерации от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти», положением о Федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденным Федеральной службой лесного хозяйства России 31.12.1997, суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявления. При этом суды установили, что национальный парк создан постановлением № 71, данным актом определены границы национального парка , которые остаются неизменными с 1986 года; границы национального парка фактически уточнялись на местности, путем проведения соответствующих работ, при проведении которых была подготовлена Генеральная схема национального парка, одобренная и согласованная решением исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от 19.12.1990 № 551, согласно которой акватория пролива Малого моря озера Байкал входит в границы национального парка, что подтверждается описанием границ, утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России 11.05.1993; сведения о местоположении границ национального парка внесены в
Определение № 232-ПЭК15 от 20.07.2015 Верховного Суда РФ
Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 № 401 «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров»»; постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 «О Национальном парке «Лосиный остров»; решения исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.1988 № 2130-1344, постановления Совета Министров СССР от 21.08.1989 № 703, постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 № 295 и совместного постановления Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113, которыми границы национального парка «Лосиный остров» уточнены), а суд апелляционной инстанции безосновательно отказал в приобщении к делу материалов учетного дела по установлению зоны особо охраняемой природной территории национального парка. Так, в соответствии с натурным описанием границ национального парка, изложенным в решении исполкомов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров», границы национального парка проходят по границе технической зоны Щелковского шоссе (100 метров на север от
Постановление № А55-6497/18 от 21.06.2022 АС Поволжского округа
соответствии с которым созданному государственному природному национальному парку «Самарская Лука» на базе Жигулевского и Рождественского лесхозов в пользование было предоставлено 69 тыс. га земельного государственного лесного фонда, также в состав государственного природного национального парка «Самарская Лука» были включены 62 тыс. га из земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки. Одновременно указанным постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР было предписано уточнить границы национального парка . Решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 описание границ национального парка было приведено в соответствии с его естественными границами: от села Переволоки на западе по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 4 и от 21.06.1989 был утвержден
Постановление № А19-10379/20 от 12.04.2022 АС Восточно-Сибирского округа
открывшимся обстоятельствам отказано. Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило определение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии оснований для пересмотра принятого по делу решения по вновь открывшимся обстоятельствам, считает, что факт того, что акватория пролива Малое море озера Байкал не входит в границы национального парка , подтверждается ранее не представленным и не исследованным доказательством – схемой генерального плана организации Прибайкальского государственного природного национального парка, утвержденной Решением исполкома Иркутского областного совета народных депутатов № 551 от 19.12.1990. Минприроды в отзыве на кассационную жалобу полагало ее не подлежащей удовлетворению. Участвующий в судебном заседании представитель общества настаивал на удовлетворении требований кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального
Постановление № 13АП-7089/2015 от 04.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
обжалуемое решение противоречит положениям Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.ст. 45-46 Земельного кодекса РФ. Податель жалобы полагает, что после издания соответствующего нормативно-правового акта о создании национального парка правоотношения сторон будут прекращены на основании ст. 417 ГК РФ. Кроме того, податель жалобы указывает на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора, пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, а также отсутствие надлежащих доказательств включения арендуемого Обществом лесного участка в границы национального парка . Истец и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах. Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель, правопредшественник истца) и ООО «Русфорест» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 11.12.2008№ 30-з, по условиям которого в аренду ООО «Русфорест» в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 4 164 га
Постановление № А26-4236/14 от 15.09.2015 АС Северо-Западного округа
которое прошло в июне 2011 года общественные слушания, организованные органами местного самоуправления Северо-Западного Приладожья. Материалы общественных обсуждений направлены в адрес ОАО «Росгипролес» для формирования пакетов документов по планируемой особо охраняемой природной территории с целью дальнейшего представления на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России. В материалах дела имеется исследованный судами соответствующий отчет, который включает в себя, помимо прочего, обоснование границ и площади национального парка, проектируемые границы и функциональные зоны. Поскольку согласно эколого-экономическому обоснованию в границы национального парка «Ладожские шхеры» входит часть лесного участка, предоставленного ООО «Сортавальское ЛПХ» по договору аренды, в целях сохранения уникального природного комплекса данной территории Министерство предложило Обществу внести изменения в договор аренды лесного участка. Общество отказалось подписать дополнительное соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка на предложенных Министерством условиях, что явилось основанием для обращения Министерства в суд с данным иском. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, посчитав заявленные требования законными и обоснованными. Кассационная инстанция,
Решение № 2-2190/18 от 17.10.2018 Волжского районного суда (Самарская область)
ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» обратилось в суд с иском к ФИО2 об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения. В иске указало, что в соответствии с Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № Национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых Национальному парку в постоянное пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. га. Национальный парк располагается на территории трех районов <адрес>, а также частично в пределах городской черты городов <адрес>. Границы Национального парка утверждены решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от 10.08.1984г. «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». Согласно приложению № к данному решению границы национального парка соответствуют естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением собственно <адрес> и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Согласно п. 1 ст. 15
Решение № 2-2191/18 от 17.10.2018 Волжского районного суда (Самарская область)
ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» обратилось в суд с иском к ФИО2 об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения. В иске указало, что в соответствии с Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № Национальный парк образован на площади 134 тыс. га, из которых Национальному парку в постоянное пользование предоставлены земли площадью 69 тыс. га. Национальный парк располагается на территории трех районов <адрес> а также частично в пределах городской черты городов <адрес>. Границы Национального парка утверждены решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от 10.08.1984г. «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». Согласно приложению № к данному решению границы национального парка соответствуют естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, с востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением собственно <адрес> и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Согласно п. 1 ст. 15
Решение № 2-1223/2017 от 27.06.2017 Ставропольского районного суда (Самарская область)
земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», а следовательно ограничен в обороте. Однако, согласно выписке из ЕГРП на спорный земельный участок, от отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под индивидуальную жилую застройку. Право собственности на участок ни за кем не зарегистрировано. Сведения об ограничениях отсутствуют. Согласно ответу органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области границы национального парка «Самарская Лука» не установлены, в регистрирующих органах имеется информация только об участках лесного фонда, поэтому документальных доказательств нахождения спорного участка на землях особо охранямых природных территорий нет. Определением суда ненадлежащий ответчик – администрация сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области заменена надлежащим – администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука». В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали. Представитель администрации муниципального
Решение № 2А-4610/2016 от 21.09.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)
установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации № 2322-р от 22декабря 2011 года утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, а также план реализации ее мероприятий, согласно которому на территории Брянской области в срок до 2014 года запланировано создание национального парка «Придеснянский». В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ответственного исполнителя мероприятий указанной Концепции, № 05-12-29/6035 от 17 марта 2015 года в границы национального парка планируется включить лесные участки, расположенные на землях Остролукского (бывшего Остролукского), Остролукского (бывшего Сольского), Холмовского (бывшего Жеренского) участковых лесничеств ГКУ БО «Трубчевское лесничество», Холмечкого (бывшего Холмечского), Погощенского (бывшего Погощенвского) участковых лесничеств ГКУ БО «Суземское лесничество», а также лесные участки, расположенные на территории государственного природного заказника регионального значения «Колпины», в связи с чем необходимо ограничить их вовлечение в хозяйственный оборот до принятия Правительством Российской Федерации решения о создании на территории Брянской области национального парка «Придеснянский».
Решение № 2-1951/2013 от 27.12.2013 Переславского районного суда (Ярославская область)
этого было рассмотрено это ходатайство в правительстве. Постановление № 777 от 1998 года. В 1997 году, 1996 году – постановления области были. После того как был образован постановлением области Национальный парк, ему предали статус федерального значения. До 1998 года это был Национальный парк областного значения, то есть относились к области. Это описание границ, в том числе вхождение данных земель, в то время это было общее СПК «Рассвет», 633 га СПК «Рассвет», вошедшие в границы Национального парка . Они были описаны в обласном постановлении. После утверждения постановления правительства, эти же границы продублированы в положении. Межевание проводил Ярославль, нас просто уведомили, что такие работы проводятся. Это было в 2009 году. А в 2011 году мы поставили карту-план территориальной зоны на учет. Сейчас ставим на кадастровый учет карту-план охранной зоны. То есть в настоящий момент она тоже не поставлена на кадастровый учет. Она существует, ее никто не отменял. Сначала идет территориальная зона,