ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Границы прилегающих территорий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 310-АД15-9729 от 31.08.2015 Верховного Суда РФ
образования «Город Калуга», утвержденных постановлением Городского Головы Муниципального образования «Город Калуга» от 04.08.2006 № 204-П (далее – Правила благоустройства). В соответствии с пунктом 3.1 Правил благоустройства юридические и физические лица обязаны обеспечивать уборку земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве, и прилегающей к нему территории. Исключение составляют собственники помещений в многоквартирных домах, которые обязаны обеспечивать уборку земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета. Границы прилегающих территорий , подлежащих уборке юридическими и физическими лицами, определены пунктом 3.5 Правил благоустройства. В пункте 4.4.7 Правил благоустройства установлено, что во время листопада должна производиться ежедневная уборка опавших листьев с проезжей части дорог, придомовых территорий, территорий садов, парков, скверов, газонов. Сгребание листвы к комлевой части деревьев и кустарников запрещается. В силу пункта 1 статьи 1.1 Закона № 122-ОЗ нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений,
Апелляционное определение № 2-АПА19-5 от 05.07.2019 Верховного Суда РФ
котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ дома. В силу пункта 3.6.3. Правил благоустройства внешняя часть границ прилегающих территорий, определенная согласно подпунктам 3.6.1, 3.6.2 пункта 3.6 данных Правил, ограничивается ближайшим к зданию, строению, сооружению, земельному участку краем проезжей части дороги общего пользования или линией пересечения с внешней частью границы прилегающей территорией, определенной в соответствии с настоящими Правилами. При перекрытии (пересечении) прилегающих территорий внешняя часть границы прилегающих территорий устанавливается на равном удалении от зданий, строений, сооружений, земельных участков. В случае если здание, строение, сооружение, земельный участок, в отношении которых определяется внешняя часть границы прилегающей территории, граничат с охранной, санитарно-защитной зоной, зоной охраны объектов культурного наследия и иной зоной, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внешняя часть границ прилегающей территории такого здания, строения, сооружения, земельного участка не должна пересекать границы указанных зон. Пунктом 3.6.4. Правил благоустройства определено, что работы по содержанию
Апелляционное определение № 75-АПА19-22 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
самоуправления в сфере благоустройства, которому, по сути, предоставлено право лишь предусмотреть порядок и формы участия в содержании прилегающих территорий. Учитывая изложенное и принимая во внимание предписания пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 3 июля 2018 года № 2262-ЗРК «О порядке определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Карелия», где региональный законодатель устанавливает объективные критерии, с которыми обусловлено установление границ прилегающих территорий, говоря о том, что границы прилегающих территорий определяются как расстояние в метрах от периметра зданий, строений, сооружений, границ земельных участков, в случае, если такие земельные участки образованы, Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отмене решения в части признания не действующим пункта 3 статьи 5 в оспариваемой части. Признавая недействующими слова «а также в радиусе 5 метров от границ этого участка», суд посчитал, что данная формулировка вызывает неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, с чем согласиться нельзя. Как видно,
Определение № 14АП-8060/20 от 31.05.2021 Верховного Суда РФ
садами, другие земли общего пользования, за исключением земель, занятых проезжей частью автомобильных дорог, элементов улично-дорожной сети (улиц, проспектов, магистралей, площадей, бульваров, трактов, набережных, шоссе, переулков, проездов, тупиков и иных элементов улично-дорожной сети). Если при закреплении границ прилегающих территорий происходит наложение прилегающих территорий зданий, строений, сооружений, земельных участков с землями, занятыми проезжей частью автомобильных дорог, элементами улично-дорожной сети (улиц, проспектов, магистралей, площадей, бульваров, трактов, набережных, шоссе, переулков, проездов, тупиков и иных элементов улично-дорожной сети), границы прилегающих территорий закрепляются по границе соответствующих проезжих частей автомобильных дорог, элементов улично-дорожной сети. Из оспариваемой предпринимателем карты-схемы следует, что с восточной части здание и земельный участок граничат с проезжей частью автомобильной дороги по ул. Партизанская, границы прилегающей территории принадлежащего заявителю объекта определены вдоль проезжей части указанной автомобильной дороги и не включают земли, занятые проезжей частью. Таким образом, границы прилегающей территории в этой части не противоречат правилу, установленному пунктом 5 статьи 7.5.5 Областного закона. Отклоняя доводы
Постановление № 13АП-28662/20 от 24.11.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 указанной статьи, не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании образовательных организаций. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный указанной нормой распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности. В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий , указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не
Постановление № А45-26015/14 от 24.09.2015 АС Западно-Сибирского округа
обстоятельствам дела, просит решение от 06.04.2015 и постановление от 19.06.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что пунктом 6 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 (далее – Правила № 1425), органам местного самоуправления предоставлено право дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и при оказании услуг общественного питания. Администрация указывает, что постановление от 09.06.2014 № 2072 «О внесении изменений в постановление администрации города Бердска от 19.11.2013 № 4519 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее – постановление № 2072) принято в соответствии с Правилами № 1425, разъяснениями
Постановление № 5-3718/20 от 27.10.2020 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)
территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования (далее - правила благоустройства) в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом. Границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован (далее - земельный участок), то есть имеют общую границу с ними. Границы прилегающих территорий определяются с учетом градостроительной ситуации и сложившегося землепользования в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади и протяженности указанной общей границы, установленной в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, максимальной и минимальной площади прилегающей территории, а также иных требований настоящего Закона. Правилами благоустройства устанавливаются максимальная и минимальная площадь прилегающей территории. Максимальная и минимальная площадь прилегающей территории может быть установлена дифференцированно
Решение № 2А-637/2023 от 27.12.2023 Доволенского районного суда (Новосибирская область)
г. с. Довольное Доволенский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лукиной Л.А. при секретаре Шмидт А.В., с участием сторон: представителя административного истца – прокуратуры Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Доволенского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации Доволенского района Новосибирской области по не разработке нормативного правового акта, определяющего границы прилегающих территорий , в рамках которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с учетом общественных обсуждений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Доволенского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации Доволенского района Новосибирской области по не разработке нормативного правового акта, определяющего границы прилегающих территорий, в рамках которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции
Решение № 2-59/2024 от 06.03.2024 Идринского районного суда (Красноярский край)
Администрации Идринского района – ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на пять лет, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Идринского района в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Идринского района о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере государственного регулирования оборота алкогольной продукции, УСТАНОВИЛ: Прокурор Идринского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Идринского района Красноярского края о возложении обязанности определить границы прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в течение 20 дней с момента вступления в силу решения суда. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком требований федерального законодательства в сфере государственного регулирования оборота алкогольной продукции. Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.202 № 2220, определено, что границы прилегающих территорий на которых не