81-05-02-2007, а именно по разделу 1. Приложение № 1 указанного ГСН используется не для определения зимнего периода в Самарской области, а для расчета коэффициентов к сметным нормам «зимнего удорожания» по видам строительства (пункт 63 ГСН). Среднегодовые нормы являются расчетным коэффициентом с учетом продолжительности зимнего периода в году. В среднегодовых нормах уже учтено, что зимний период в Самарской области длится с 10 ноября по 10 апреля (пункт 4, 5 раздела 1). В соответствии с пунктом 5.1. контракта и графиком производства работ по контракту срок контракта составляет более двух лет в период с 19.08.2015 по 01.12.2017 и включает в себя и летний и зимний периоды. При этом в контракте не указано, за какие месяцы начисляется зимнееудорожание . Расчет № 09-01 выполнен в ценах по состоянию на 01.01.2000 с применением коэффициента 0,9, установленного для IV температурной зоны (температурные зоны и соответствующие им коэффициенты также предусмотрены в ГСН 81-05-02-2007). Согласно пункту 3.3.
размере 2,8% от их стоимости. Пунктом 1.2 договора стороны предусмотрели выполнение работ Субподрядчиком в соответствии с проектной документацией, требованиями СНиП, СП, ГОСТ, технических регламентов. Согласно пункту 3 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ( ГСН 81-05-02-2007), введенного в действие письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.03.2007 № СК-1221/02, нормы о применении зимнего удорожания применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство. Акты с учетом спорного коэффициента зимнего удорожания подписаны Генподрядчиком без возражений. При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно указал, что работы, выполненные Субподрядчиком, подлежали оплате с учетом коэффициента на зимнееудорожание на условиях, предусмотренных договором и Сборником сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных либо ремонтно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2007). Доводы кассационной жалобы Генподрядчика в данной части противоречат установленному нормативно-правовому регулированию. При этом, фактическое выполнение Субподрядчиком спорных работ в летний период
по итогу глав 1 - 8 на основе ГСН 81-05-02-2001 или от стоимости ремонтно-строительных работ по итогу глав 1 - 6 на основе сметных норм: ГСН 81-05-01-2001. ГСН 81-05-02-2007 – Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время – предназначен для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. Положения и сметные нормы, приведенные в данном Сборнике, рекомендуются к применению предприятиями строительного комплекса при определении сметной стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтно-строительных работ на объектах промышленного строительства, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при расчетах за выполненные работы. При этом, как указано судами первой и апелляционной инстанций, доказательств недопустимости установления непредвиденных затрат в виде зимнего удорожания , пояснений о каком-либо несоответствии в этих актах условиям контрактов и требованиям законодательства, в том числе по формированию сметного расчета, не представлено. С учетом изложенного подлежат отклонению
осуществляется одновременно с приемкой работ по последнему двенадцатому этапу (пункт 4.2 контракта). В пункте 4.11 контракта среди прочего указано, что дополнительные затраты при выполнении работ в зимнее время компенсируются согласно разделу II ГСН 81-05-02-2007 в пределах лимита, учтенного в расчете начальной (максимальной) цены работ. В период с 07.09.2021 по 26.10.2022 общество выполнило предусмотренные контрактом работы на сумму 221 024 105 руб. 33 коп. и передало соответствующий результат учреждению по представленным в материалы дела актам. Работы в означенной части учреждением оплачены. При этом в части удорожания работ в связи с их выполнением в зимнее время учреждение уплатило обществу 11 218 238 руб. 10 коп., руководствуясь пунктом 4.11 контракта и положениями раздела II ГСН 81-05-02-2007. Полагая, что расчет удорожания работ по причине их проведения в зимнее время года необходимо осуществлять в соответствии с разделом I ГСН 81-05-02-2007, общество направило учреждению претензию от 31.10.2022 с требованием об уплате дополнительно 7 145 168
прямо предусмотрен п. 3 Инструкции о порядке исчисления ущерба от повреждений линейных сооружений междугородной связи, утв. Приказом Министерства связи РСФСР от 15.06.1992 № 208. Кроме того, в соответствии с п. 3 Инструкции в перечень затрат на восстановление повреждения входят в том числе и другие расходы с учетом характера повреждений и местных условий. Применение коэффициента удорожания работ в зимнее время обусловлен ГСН 81-05-02-2007. Работы по восстановлению поврежденной ответчиком кабельной канализации и кабеля связи проводились истцом в зимний период времени (11, 12 февраля), в связи с чем включение в смету коэффициента удорожания работ в зимнее время правомерно. Таким образом, указанные затраты должны быть включены в состав ущерба, как того требуют положения вышеупомянутой инструкции, соответственно, исковые требования ПАО «Ростелеком» подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение суда о частичном удовлетворении иска не может быть признано законным и обоснованным и подлежит изменению. Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16
81-05-02-2001, утв. постановлением Госстроя России от 19 июня 2001 № 62. В соответствии с п. 6 ГСН 81-05-02-2001 температурная зона и продолжительность расчетного зимнего периода для каждой конкретной стройки определяются в соответствии с территориальным делением, приведенным в приложении к сборнику, независимо от фактической температуры наружного воздуха при производстве работ. Так, согласно ГСН 81-05-02-2001, период зимнего времени для Оренбургской области установлен с 10 ноября по 31 марта. Из материалов дела следует, что работы по ремонту многоквартирных домов по договорам подряда выполнялись ООО «Люкс-Строй-Сервис» в летний период. Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что расходы на зимнееудорожание в размере 0,87% включены в смету необоснованно, следовательно сумма в размере ***. (***.:100х0,87% (зимнее удорожание)), уплаченная МО город Бугуруслан ООО «Люкс-Строй-Сервис», является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Вступившим в законную силу решением Бугурусланского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.. действия администрации МО город Бугуруслан, связанные с включением в