рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», суды учли, что информация, признаваемая запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц. Учитывая, что сведения, признанные порочащими деловую репутацию общества, не тождественны информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для ограничения доступа к данной информации. Обстоятельства дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов. Доводы заявителя свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой судами доказательств и установленными фактическими обстоятельствами дела, что не является основанием для пересмотра судебных актов в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судья Верховного Суда
и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, на основании решения Нейского районного суда от 27.02.2018 по делу № 2н-66, принятого по заявлению Нейского межрайонного прокурора о признании информации, содержащейся на сайтах: http://bramit.satom.ru, www.bramit.ru, http://www.rotor43.ru, http://www.promworld.ru/doska/aid/210082,www.promworld.ru/doska/aid/210083, информацией, запрещенной к распространению , Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций интернет-сайт http://www.rotor43.ru включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Определением Нейского районного суда от 04.06.2018 по делу № 2н-66 заявление предпринимателя о пересмотре решения суда от 27.02.2018 по делу № 2н-66 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, указанное решение
достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», частично удовлетворяя требования, принимая дополнительное постановление, исходил из доказанности обществом распространения ФИО1 сведений, не соответствующих действительности, и не признал оспариваемые сведения запрещенными к распространению. В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Информация, признаваемая запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц. Таким образом, в данном случае суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения положений Закона № 149-ФЗ к правоотношениям, связанным с защитой деловой репутации общества (конкретного юридического лица). Обстоятельства дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов. Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2010 № 156-О. Ссылка заявителя на
что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, признается информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным законом. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи (пункт 4 части 2 статьи 5 Закона № 436-ФЗ). Согласно статье 1 Закона № 124-ФЗ ребенок это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014
получающего услуги доступа к информационным сетям информационно-телекоммуникационных сетей, возложена обязанность принимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения. Вместе с тем в соответствии с п.14 указанных Правил оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя, в частности, перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора перед абонентом и (или) пользователем (описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации, ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом и (или) пользователем за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации). Кроме того, п.3 ст.7 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ на операторов связи возложена обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Из этого следует, что меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного
обязанность абонента, получающего услуги доступа к информационным сетям информационно-телекоммуникационных сетей, принимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения (п. 28 Правил). Вместе с тем, в соответствии с п. 14 этих Правил на оператора связи возложена обязанность предоставить абоненту необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя, в частности, перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора перед абонентом (описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации, ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации). Из смысла и содержания указанных норм следует, что меры по защите предоставленных абоненту каналов связи и оборудования от воздействия вредоносного программного обеспечения возложены как на абонента, так и на оператора связи. В соответствии с п. 2 Приказа Мининформсвязи РФ от 09.01.2008 №1 «Об утверждении
№575 установлена обязанность абонента, получающего услуги доступа к информационным сетям информационно-телекоммуникационных сетей, принимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения (п.28 Правил). Вместе с тем, в соответствии с п.14 этих Правил на оператора связи возложена обязанность предоставить абоненту необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя, в частности, перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора перед абонентом (описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации, ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации). Из смысла и содержания указанных норм следует, что меры по защите предоставленных абоненту каналов связи и оборудования от воздействия вредоносного программного обеспечения возложены как на абонента, так и на оператора связи. В соответствии с п.2 Приказа Мининформсвязи РФ от 09.01.2008 №1 «Об утверждении требований
от 07.07.2003 № 126-ФЗ на операторов связи возложена обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. При этом в соответствии с п. 14 указанных Правил оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя, в частности, перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора перед абонентом и (или) пользователем (описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации, ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом и (или) пользователем за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации). При таких обстоятельствах, суды обоснованно заключили, что меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения возложены как на абонента, так и на оператора. В силу п. 2 Требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой
от 07.07.2003 № 126-ФЗ на операторов связи возложена обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. При этом в соответствии с п. 14 указанных Правил оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя, в частности, перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора перед абонентом и (или) пользователем (описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации, ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом и (или) пользователем за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации). При таких обстоятельствах, суды обоснованно заключили, что меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения возложены как на абонента, так и на оператора. В силу п. 2 Требований операторы связи принимают организационные и технические меры, направленные на предотвращение доступа
к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http//rudnya.prava-prosta.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведен мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации. И.о. прокурора Руднянского района Смоленской области обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http//rudnya.kupit-prava-seychas.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения
«Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, установил: прокурор города Вологды, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов с URL-адресами: <данные изъяты>, - запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что на страницах сайта с URL-адресом: <данные изъяты> - размещена информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации, об изготовлении и продаже поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации; на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> - размещена информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации, о продаже документов о среднем и высшем образовании, для получения которых законодательством установлен определенный порядок. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием страниц сайтов может любой Интернет-пользователь. В судебном заседании представитель административного истца на
обратился в интересах РФ и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой г. Кирова проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общего пользования: { ... }. Вместе с тем, при входе на страницу интернет-сайта { ... } осуществляется переадресация на адрес: { ... }. На данном сайте размещена аналогичная информация, запрещенная к распространению . Таким образом информация, запрещенная к распространению доступна по обоим адресам. Установить администратора (владельца) доменного имени, владельцев сайта в сети «Интернет», авторов размещенной на нем информации в ходе проверки не представилось возможным. Указанные действия совершаются заведомо с нарушением требований действующего законодательства. К данной информации имеют доступ неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетние, что создает угрозу их нормальному физическому и нравственному развитию. Данные сайты оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей
к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http://ivanklimov.ru», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведен мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить покупку водительского удостоверения и свидетельства об окончании автошколы, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ярцевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http://prava.top», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании,
о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сургутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района по информации Центра по противодействию экстремизму УМВД России по ХМАО-Югре проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, в результате которой установлена публичная страница, в социальной сети «Вконтакте», на которой имеется информация запрещенная к распространению . Установлено, что в социальной сети «Вконтакте» создана группа «?Бродяга?» - https://vk.com/brodyga154804271, на которой размещена в общем доступе информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации. На указанном сайте размещена информация, пропагандирующая арестантский уклад жизни, неуважительное отношение к закону и к органам власти, в том числе сотрудникам полиции. Кроме того, на сайте размещена информация, распространяющая идеологию неформального молодежного криминализованного движения «АУЕ» (название которого расшифровывается как «Арестантское уркаганское единство», также встречается трактовка «Арестантский уклад