ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Иностранное публичное должностное лицо - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А56-99889/19 от 04.02.2021 Верховного Суда РФ
17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), общество отказало клиенту – физическому лицу в выдаче посылки с наложенным платежом, в связи с его отказом заполнить опросный лист с указанием сведений о принадлежности клиента к иностранным публичным должностным лицам (далее – ИПДЛ), российским публичным должностным лицам (далее – РПДЛ), должностным лицам международной организации; а также о том являются ли его близкие родственники по прямой восходящей и нисходящей линии полнородными и не полнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными ИПДЛ, РПДД, должностными лицами публичной международной организации; действует ли он от имени ИПДЛ, РПДЛ, должностного лица публичной международной организации; имеет ли он регистрацию, место жительства, место нахождения, наличие счета в Исламской республике Иран, Корейской
Постановление № 10-АД21-8 от 26.10.2021 Верховного Суда РФ
правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) административную ответственность влечет незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица , лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица
Постановление № 32-АД22-5 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ
Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица , лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица
Кассационное определение № 78-КА19-3 от 06.04.2019 Верховного Суда РФ
служащих. Согласно части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных приведенным кодексом. Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц , государственных и муниципальных служащих. Положениями части 1 статьи 218 названного кодекса гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего,
Постановление № 13АП-1021/14 от 20.03.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
- в нарушение приказа Росфинмониторинга № 203 от 03.08.2010 документы, подтверждающие прохождение целевого инструктажа должностными лицами Общества директором - ФИО4, главным бухгалтером - ФИО5 не предъявлены. - не представлено документально зафиксированных данных о том, что Обществом предпринимаются меры, направленные на сверку клиентов (физических и юридических лиц) с указанным перечнем. Не представлено информации и о выявлении бенефициарных владельцев клиентов Общества. - не представлены документы подтверждающие, что Обществом предпринимаются меры, направленные на выявление клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами . - не организован внутренний контроль соответствующим образом, который бы позволял осуществлять сверку клиентов с указанным перечнем террористов, а та же выявлять иностранных публичных лиц. - не предприняты действия, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации и соблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ. - отсутствует организованная, целостная и постоянно действующая система внутреннего контроля по причине отсутствия принятия внутренних организационных мер, в связи с чем Общество не
Постановление № А56-13654/14 от 19.01.2015 АС Северо-Западного округа
(далее – Закон № 115-ФЗ), поскольку Общество не состояло на учете в Управлении, не осуществляло организацию внутреннего контроля, а именно: не направило правила внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган; лицо, ответственное за исполнение правил внутреннего контроля, не проходило обучение в форме целевого инструктажа; не представило сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым его клиентами; не представило документы, подтверждающие проведение проверочных мероприятий, направленных на выявление клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами (акт проверки от 14.02.2014 № 7). По фактам выявленных нарушений административный орган в отношении Общества составил протокол об административном правонарушении от 14.02.2014 № 04-07/10-1/2 применительно к части 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Постановлением административного органа от 27.02.2014 № 04-07/10-1/2 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. Общество оспорило постановление Управления
Постановление № А56-40152/17 от 20.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
обстоятельствах ввиду объективной невозможности исполнения функций СДЛ ФИО1, следует признать, что в Обществе отсутствует специальное должностное лицо, назначенное в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии со статьей 7.3 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц , должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства
Постановление № 4-7-520/15 от 17.09.2015 Амурского областного суда (Амурская область)
Устранить нарушения, указанные в подпунктах 1-4 описательной части предписания, а именно: пунктов 8, 11, 15, подп. «б» п. 29 Требований к правилам внутреннего контроля в части отсутствия в программе идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей процедур идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание, установленных подп. 1 п. 1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ; отсутствия порядка выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц , а также их супругов и близких родственников; отсутствия порядка принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц; отсутствия сроков обновления информации о находящихся на обслуживании иностранных публичных должностных лиц, контроля за супругами и близкими родственниками иностранных публичных должностных лиц (подп. 4 и 5 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ), а также не включения
Решение № 2А-1556/18 от 23.10.2018 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)
(которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска; обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей. Устанавливаемые при идентификации физического лица сведения согласно п. 2.5 Правил не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, а также информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом , его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным), что не соответствует Приложению 1 к Положению № 59. Не содержат Правила сведения, устанавливаемые при идентификации представителя физического лица, что не соответствует пп. 1 п. 1 ст. 7, п.1 ст. 7.3 Закона № 115-ФЗ, п.4.2 приложения 1 к Положению №
Решение № 2А-1572/18 от 24.10.2018 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)
место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска, обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей; Правила не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, а также информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом , его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным); Правила не содержат ПВК сведения, устанавливаемые при идентификации представителя физического лица, сведения, устанавливаемые при идентификации юридического лица; Правилами не предусмотрены сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя; Программа документального фиксирования информации не содержит основания документального фиксирования информации, полученной в результате реализации Правил