ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Историко культурная экспертиза стоимость - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минкультуры России от 18.07.2017 N 210-01.1-39-ВА "Разъяснение о стоимости государственной историко-культурной экспертизы"
 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 июля 2017 г. N 210-01.1-39-ВА РАЗЪЯСНЕНИЕ О СТОИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, являющихся организациями, подведомственными Минкультуры России, по вопросу стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения. Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Порядок
Письмо Минкультуры России от 25.01.2013 N 446-01-56/10-НМ <О направлении Методических указаний по вопросам реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)"> (вместе с "Методическими указаниями по порядку участия в мониторинге по федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" по Направлению IV "Направление по сохранению культурного наследия" Разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации", "Методическими указаниями по порядку подготовки технических заданий для размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" по Направлению IV "Направление по сохранению культурного наследия" Разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации", "Методическими указаниями по порядку проведения проектных работ в рамках реализации организационно-финансового плана Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" по Направлению IV "Направление по сохранению культурного наследия" Разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации", "Методическими указаниями по порядку проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных, консервационных работ, работ по приспособлению объекта культурного наследия в рамках реализации организационно-финансового плана ФЦП федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" по Направлению IV "Направление по сохранению культурного наследия" Разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации", "Методическими указаниями по порядку оказания услуг авторского и технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия")
"Направление по сохранению культурного наследия" Разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации" на 2014 и последующие годы (Приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям). 2. Порядок разработки и согласования научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия 2.1. По завершении разработки научно-проектной и проектной документации организуется проведение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и негосударственной экспертизы сметной документации или государственной экспертизы проектной документации, если она требуется в соответствии с законодательством. 2.2. Оплата выполненных работ заказчикам осуществляется после согласования органом охраны памятников научно-проектной документации и положительного заключения экспертизы, указанной в пункте 2.1 настоящего раздела. 2.3. Государственная историко-культурная экспертиза проводится аттестованными экспертами в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569. 2.4. Негосударственная экспертиза сметной документации проводится в организациях, аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке. 2.5. После получения положительных заключений государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и негосударственной экспертизы сметной документации научно-проектная документация
Письмо Минкультуры России от 16.10.2015 N 338-01-39-ГП <О Методических рекомендациях по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации>
Под каждой строкой сметы необходимо привести формулу ценообразования. 5.7. Коэффициенты изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ применяются в соответствии с рекомендациями Минкультуры России. 6. Порядок проведения экспертиз и согласования проектной документации 6.1. Разработчик проектной документации в указанном порядке обеспечивает своими силами проведение: - государственной историко-культурной экспертизы аттестованными Минкультуры России экспертами; - негосударственной экспертизы организацией, имеющей действующее свидетельство Федеральной службы по аккредитации (в случае, если такое требование установлено условием государственного контракта); - согласования проектной документации соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (в части научно-исследовательских и изыскательских работ). 6.2. Государственная историко-культурная экспертиза осуществляется в отношении проектной документации в следующем составе: - предварительные работы; - комплексные научные исследования; - проект реставрации и приспособления (эскизный проект, проект, проект организации реставрации). Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам культурного наследия (при необходимости).
"Методические рекомендации по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия" (одобрены к применению Советом по оценочной деятельности (заседание от 23.06.2015))
(или) в случаях, когда ОКН является частью активов действующих предприятий. III. Классификация объектов культурного наследия 3.1. ОКН представляет собой объект недвижимого имущества, обладающий ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры (далее - историко-культурная ценность, ИКЦ). 3.2. ИКЦ определяется отношением населения города, региона, страны к тому или иному объекту недвижимого имущества и государство, реализуя свои обязательства в области сохранения, поручает определять это отношение экспертам путем проведения государственной историко-культурной экспертизы . 3.3. Особенности ОКН, послужившие основаниями для включения его в реестр, закрепляются решениями органов власти и содержатся в государственном реестре ОКН. Более подробная информация об основаниях отнесения может содержаться в паспортах (учетных карточках), материалах, обосновывающих предмет охраны, историко-культурных исследованиях, проектах работ по сохранению ОКН. 3.4. Категории историко-культурного значения ОКН: - ОКН федерального значения; - ОКН регионального значения;
Определение № 308-ЭС20-19230 от 15.12.2020 Верховного Суда РФ
строительстве и хозяйственной деятельности. В настоящее время территория городища спланирована и полностью застроена, границы памятника определяются условно. На основании отчета о выполнении работ по государственному контракту от 08.04.2015 N 2015.17681 "Оказание услуг по мониторингу состояния объектов археологического наследия на территории муниципального образования город Краснодар (4 объекта)" признаки объектов археологического наследия на данной территории отсутствуют. Согласно акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей исключение объекта культурного (археологического) наследия "Городище "ТЭЦ" из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составленным ФГБОУ науки Институтом археологии РАН в период проведения экспертизы с 28.11.2019 по 06.12.2019 , исключение объекта культурного (археологического) наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является обоснованным. Культурный слой на территории указанного объекта культурного наследия полностью отсутствует. Предмет охраны и историко-культурное значение объекта культурного наследия федерального значения "Городище "ТЭЦ" отсутствуют. ООО "Фрегат" и НАО "Наследие Кубани" заключили договор
Постановление № А56-66191/2021 от 07.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
также заключенные исполнителем договоры на проведение историко-культурной экспертизы. Согласно представленному ответчиком в материалы дела сопоставлению подготовленных исполнителем смет №3.1-3.18, на основании которых определялась стоимость работ по договору в редакции дополнительного соглашения № 2, со сметами №3.1-3.18, откорректированными им по объему и стоимости в ходе проведения государственной экспертизы, и понесенными исполнителем расходами на проведение историко-культурной экспертизы, стоимость фактически выполненного объема работ по фактическим затратам составляет 15335655,07 руб. Также материалами дела подтверждается, что фактические затраты исполнителя по проведению историко-культурной экспертизы составили 234940 руб., однако согласно подготовленной исполнителем для приемки и оплаты работ по договору смете № 3-16 стоимость соответствующих работ составляет 5169576 руб. В материалы дела также представлено письмо эксперта ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 13.08.2020 о направлении не устраненных замечаний к сметам на научно-проектные работы по реставрации, при этом эксперт приводит примеры замечаний, которые свидетельствуют о завышении объемов работ и расценок. Например, по смете 3-18 указано, что «при объеме разработки проекта
Решение № А33-9958/2018 от 25.05.2018 АС Красноярского края
НДС не облагается (исполнитель освобожден от уплаты НДС на основании пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Порядок расчета за оказанные услуги установлен пунктом 3.5 договора. В подтверждение факта оказания истцом ответчику охранных услуг истец представил в материалы дела акт приема-передачи оказанных услуг от 15.12.2017, в соответствии с которым обществом «Научно-производственное объединение «Археологическое проектирование и изыскания» оказаны для общества Научно-производственное предприятие по продвижению исследований в области экологии «Экоприс» услуги по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы стоимостью 2 572 362.32 руб. Из пояснений истца следует, что оплата стоимости услуг ответчиком не производилась. Доказательства оплаты указанной суммы задолженности, либо опровергающие факт оказания услуг, ответчик в материалы дела не представил. В силу положений пунктов 1, 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право
Решение № А75-10539/2010 от 11.01.2011 АС Ханты-Мансийского АО
подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ (пункт 4.1 договора). Согласно календарному плану (приложение № 4 к договору) срок выполнения 1 этапа работ - историко-культурные изыскания (натурное обследование) - до 30.09.2008, Подрядчик представляет Заказчику экспресс-отчет по результатам полевых работ, стоимость работ – 100000 руб.; срок выполнения второго этапа работ – написание научного отчета по результатам полевых работ – с 01.09.2008 по 31.12.2008, Подрядчик предоставляет Заказчику отчет о НИР по результатам историко-культурной экспертизы, стоимость работ 77 037,21 руб. (л.д. 9). Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Гражданские права и обязанности возникают из договоров. К обязательствам, возникающим из договоров, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из статей 307 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как то:
Решение № А70-21548/2021 от 17.01.2022 АС Тюменской области
эта проектная документация считается фактически выполненной, имеющей для истца потребительскую ценность, принятой и оплаченной заказчиком. Представленный ответчиком контррасчет неустойки судом не принимается, поскольку принятый за его основу сводный сметный расчет стоимости проектно-изыскательских работ (на сумму 6 992 059 руб.) составлен истцом в одностороннем порядке, условиями контракта не предусмотрен, и не соответствует пункту 2.2 контракта. Из толкования условий пункта 2.2 договора следует, что контракт предусматривает такой этап приемки работ как получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, стоимость которого установлена в размере 30% от цены контракта. Таким образом, объем фактически неисполненного обязательства по контракту составит 9 590 000 руб. (13 700 000 руб. минус 4 110 000 руб.), Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ). В соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо признается
Решение № А07-34176/17 от 21.12.2020 АС Республики Башкортостан
ООО «Центр экспертиз и научных исследований». Поскольку проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Гоголя, ФИО4, Карла Маркса, Заки Валиди в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан был утвержден постановлением Администрации городского округа город РБ № 4111 от 10.12.2015 (том. 2 л.д. 154-165), то, после этого, по мнению Администрация, никакой необходимости в заключении договоров на проведение государственной историко-культурной экспертизы (стоимостью 1 000 000 руб., 500 000 руб., 1 000 000 руб.) или договора на возмездное оказание услуг в виде дачи консультаций по проведению государственной историко-культурной экспертизы (стоимостью 200 000 руб.) не усматривается, а возникновение убытков исключается. Кроме того, Администрация указал, что объекты культурного наследия, подлежащие сохранению, отражены в проекте планировки и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Администрации городского округа город РБ № 4111 от 10.12.2015 (том. 2 л.д. 159). При этом, договор № 2/ПЗО-2017 на проведение государственной историко-культурной экспертизы от 16.01.2017 г. и акт государственной историко-культурной экспертизы
Решение № 2А-1402/2021 от 22.11.2021 Тутаевского городского суда (Ярославская область)
ЦЧ, которой предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования. Какие-либо ограничения (обременения) в сведениях реестра отсутствуют. 02.09.2021 года истцы обратились в администрацию ТМР с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке индивидуального жилого дома. 01.10.2021 года УАиГ АТМР в адрес истцов направлено обжалуемое уведомление о недопустимости размещения испрашиваемого объекта ИЖС, т.к. в границах земельного участка значится объект культурного наследия «<данные изъяты>». Данный объект утрачен. Для исключения из реестра указанного объекта истцам предложено организовать проведение историко-культурной экспертизы, стоимость которой составляет от 200 до 500 тысяч рублей. Административный истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что земельный участок был приобретен ими, когда на нем уже не было никаких строений и обременений. В 2019-2020 гг. он уведомлял администрацию ТМР и Департамент охраны объектов культурного наследия о том, что «<данные изъяты>» уничтожен. С Департаментом охраны объектов культурного наследия были согласованы фасады планируемого дома. Административный истец ФИО3
Определение № 88-29592/2021 от 01.02.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции
проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установку, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; - применительно к <адрес> осуществить проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее -
Решение № 2-1029/20 от 18.03.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)
проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установку, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; - применительно к <...> осуществить проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее –
Апелляционное определение № 33-1090 от 12.03.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)
2016 года и.о. начальника управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области утверждено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ № 1679.13 декабря 2016 года между ООО «Центр экспертиз и научных исследований» и ООО «И-Пирамида» заключен договор № 66/НПД-2016 на проведение государственной историко-культурной экспертизы, согласно которому исполнитель взял на себя обязанность провести по заявке заказчика государственную историко-культурную экспертизу проектной документации «Ремонт, реставрация и приспособление здания для современного использования на выявленном объекте культурного наследия «Дом жилой 2-й четв. XIX в.», расположенный в Волжском районе г. Саратова по адресу: <адрес>. Стоимость работ по данному договору составила 250000 руб. Согласно техническому отчету от 11 января 2017 года о состоянии объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, расположенного по адресу: <адрес>, общее техническое состояние здания в целом можно охарактеризовать как ограничено-работоспособное. При этом на момент производственного осмотра, техническое состояние крыши – предаварийное.