МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 июля 2017 г. N 210-01.1-39-ВА РАЗЪЯСНЕНИЕ О СТОИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, являющихся организациями, подведомственными Минкультуры России, по вопросу стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения. Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) историко-культурнаяэкспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Порядок
"Направление по сохранению культурного наследия" Разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации" на 2014 и последующие годы (Приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям). 2. Порядок разработки и согласования научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия 2.1. По завершении разработки научно-проектной и проектной документации организуется проведение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и негосударственной экспертизы сметной документации или государственной экспертизы проектной документации, если она требуется в соответствии с законодательством. 2.2. Оплата выполненных работ заказчикам осуществляется после согласования органом охраны памятников научно-проектной документации и положительного заключения экспертизы, указанной в пункте 2.1 настоящего раздела. 2.3. Государственная историко-культурнаяэкспертиза проводится аттестованными экспертами в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569. 2.4. Негосударственная экспертиза сметной документации проводится в организациях, аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке. 2.5. После получения положительных заключений государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации и негосударственной экспертизы сметной документации научно-проектная документация
Под каждой строкой сметы необходимо привести формулу ценообразования. 5.7. Коэффициенты изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ применяются в соответствии с рекомендациями Минкультуры России. 6. Порядок проведения экспертиз и согласования проектной документации 6.1. Разработчик проектной документации в указанном порядке обеспечивает своими силами проведение: - государственной историко-культурной экспертизы аттестованными Минкультуры России экспертами; - негосударственной экспертизы организацией, имеющей действующее свидетельство Федеральной службы по аккредитации (в случае, если такое требование установлено условием государственного контракта); - согласования проектной документации соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (в части научно-исследовательских и изыскательских работ). 6.2. Государственная историко-культурнаяэкспертиза осуществляется в отношении проектной документации в следующем составе: - предварительные работы; - комплексные научные исследования; - проект реставрации и приспособления (эскизный проект, проект, проект организации реставрации). Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам культурного наследия (при необходимости).
(или) в случаях, когда ОКН является частью активов действующих предприятий. III. Классификация объектов культурного наследия 3.1. ОКН представляет собой объект недвижимого имущества, обладающий ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры (далее - историко-культурная ценность, ИКЦ). 3.2. ИКЦ определяется отношением населения города, региона, страны к тому или иному объекту недвижимого имущества и государство, реализуя свои обязательства в области сохранения, поручает определять это отношение экспертам путем проведения государственной историко-культурнойэкспертизы . 3.3. Особенности ОКН, послужившие основаниями для включения его в реестр, закрепляются решениями органов власти и содержатся в государственном реестре ОКН. Более подробная информация об основаниях отнесения может содержаться в паспортах (учетных карточках), материалах, обосновывающих предмет охраны, историко-культурных исследованиях, проектах работ по сохранению ОКН. 3.4. Категории историко-культурного значения ОКН: - ОКН федерального значения; - ОКН регионального значения;
строительстве и хозяйственной деятельности. В настоящее время территория городища спланирована и полностью застроена, границы памятника определяются условно. На основании отчета о выполнении работ по государственному контракту от 08.04.2015 N 2015.17681 "Оказание услуг по мониторингу состояния объектов археологического наследия на территории муниципального образования город Краснодар (4 объекта)" признаки объектов археологического наследия на данной территории отсутствуют. Согласно акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей исключение объекта культурного (археологического) наследия "Городище "ТЭЦ" из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составленным ФГБОУ науки Институтом археологии РАН в период проведения экспертизы с 28.11.2019 по 06.12.2019 , исключение объекта культурного (археологического) наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является обоснованным. Культурный слой на территории указанного объекта культурного наследия полностью отсутствует. Предмет охраны и историко-культурное значение объекта культурного наследия федерального значения "Городище "ТЭЦ" отсутствуют. ООО "Фрегат" и НАО "Наследие Кубани" заключили договор
также заключенные исполнителем договоры на проведение историко-культурной экспертизы. Согласно представленному ответчиком в материалы дела сопоставлению подготовленных исполнителем смет №3.1-3.18, на основании которых определялась стоимость работ по договору в редакции дополнительного соглашения № 2, со сметами №3.1-3.18, откорректированными им по объему и стоимости в ходе проведения государственной экспертизы, и понесенными исполнителем расходами на проведение историко-культурной экспертизы, стоимость фактически выполненного объема работ по фактическим затратам составляет 15335655,07 руб. Также материалами дела подтверждается, что фактические затраты исполнителя по проведению историко-культурнойэкспертизы составили 234940 руб., однако согласно подготовленной исполнителем для приемки и оплаты работ по договору смете № 3-16 стоимость соответствующих работ составляет 5169576 руб. В материалы дела также представлено письмо эксперта ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 13.08.2020 о направлении не устраненных замечаний к сметам на научно-проектные работы по реставрации, при этом эксперт приводит примеры замечаний, которые свидетельствуют о завышении объемов работ и расценок. Например, по смете 3-18 указано, что «при объеме разработки проекта
НДС не облагается (исполнитель освобожден от уплаты НДС на основании пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Порядок расчета за оказанные услуги установлен пунктом 3.5 договора. В подтверждение факта оказания истцом ответчику охранных услуг истец представил в материалы дела акт приема-передачи оказанных услуг от 15.12.2017, в соответствии с которым обществом «Научно-производственное объединение «Археологическое проектирование и изыскания» оказаны для общества Научно-производственное предприятие по продвижению исследований в области экологии «Экоприс» услуги по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы стоимостью 2 572 362.32 руб. Из пояснений истца следует, что оплата стоимости услуг ответчиком не производилась. Доказательства оплаты указанной суммы задолженности, либо опровергающие факт оказания услуг, ответчик в материалы дела не представил. В силу положений пунктов 1, 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право
подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ (пункт 4.1 договора). Согласно календарному плану (приложение № 4 к договору) срок выполнения 1 этапа работ - историко-культурные изыскания (натурное обследование) - до 30.09.2008, Подрядчик представляет Заказчику экспресс-отчет по результатам полевых работ, стоимость работ – 100000 руб.; срок выполнения второго этапа работ – написание научного отчета по результатам полевых работ – с 01.09.2008 по 31.12.2008, Подрядчик предоставляет Заказчику отчет о НИР по результатам историко-культурной экспертизы, стоимость работ 77 037,21 руб. (л.д. 9). Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Гражданские права и обязанности возникают из договоров. К обязательствам, возникающим из договоров, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из статей 307 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как то:
эта проектная документация считается фактически выполненной, имеющей для истца потребительскую ценность, принятой и оплаченной заказчиком. Представленный ответчиком контррасчет неустойки судом не принимается, поскольку принятый за его основу сводный сметный расчет стоимости проектно-изыскательских работ (на сумму 6 992 059 руб.) составлен истцом в одностороннем порядке, условиями контракта не предусмотрен, и не соответствует пункту 2.2 контракта. Из толкования условий пункта 2.2 договора следует, что контракт предусматривает такой этап приемки работ как получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, стоимость которого установлена в размере 30% от цены контракта. Таким образом, объем фактически неисполненного обязательства по контракту составит 9 590 000 руб. (13 700 000 руб. минус 4 110 000 руб.), Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ). В соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо признается
ООО «Центр экспертиз и научных исследований». Поскольку проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Гоголя, ФИО4, Карла Маркса, Заки Валиди в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан был утвержден постановлением Администрации городского округа город РБ № 4111 от 10.12.2015 (том. 2 л.д. 154-165), то, после этого, по мнению Администрация, никакой необходимости в заключении договоров на проведение государственной историко-культурной экспертизы (стоимостью 1 000 000 руб., 500 000 руб., 1 000 000 руб.) или договора на возмездное оказание услуг в виде дачи консультаций по проведению государственной историко-культурнойэкспертизы (стоимостью 200 000 руб.) не усматривается, а возникновение убытков исключается. Кроме того, Администрация указал, что объекты культурного наследия, подлежащие сохранению, отражены в проекте планировки и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Администрации городского округа город РБ № 4111 от 10.12.2015 (том. 2 л.д. 159). При этом, договор № 2/ПЗО-2017 на проведение государственной историко-культурной экспертизы от 16.01.2017 г. и акт государственной историко-культурной экспертизы
ЦЧ, которой предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования. Какие-либо ограничения (обременения) в сведениях реестра отсутствуют. 02.09.2021 года истцы обратились в администрацию ТМР с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке индивидуального жилого дома. 01.10.2021 года УАиГ АТМР в адрес истцов направлено обжалуемое уведомление о недопустимости размещения испрашиваемого объекта ИЖС, т.к. в границах земельного участка значится объект культурного наследия «<данные изъяты>». Данный объект утрачен. Для исключения из реестра указанного объекта истцам предложено организовать проведение историко-культурной экспертизы, стоимость которой составляет от 200 до 500 тысяч рублей. Административный истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что земельный участок был приобретен ими, когда на нем уже не было никаких строений и обременений. В 2019-2020 гг. он уведомлял администрацию ТМР и Департамент охраны объектов культурного наследия о том, что «<данные изъяты>» уничтожен. С Департаментом охраны объектов культурного наследия были согласованы фасады планируемого дома. Административный истец ФИО3
проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установку, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; - применительно к <адрес> осуществить проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее -
проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установку, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; - применительно к <...> осуществить проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее –
2016 года и.о. начальника управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области утверждено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ № 1679.13 декабря 2016 года между ООО «Центр экспертиз и научных исследований» и ООО «И-Пирамида» заключен договор № 66/НПД-2016 на проведение государственной историко-культурной экспертизы, согласно которому исполнитель взял на себя обязанность провести по заявке заказчика государственную историко-культурнуюэкспертизу проектной документации «Ремонт, реставрация и приспособление здания для современного использования на выявленном объекте культурного наследия «Дом жилой 2-й четв. XIX в.», расположенный в Волжском районе г. Саратова по адресу: <адрес>. Стоимость работ по данному договору составила 250000 руб. Согласно техническому отчету от 11 января 2017 года о состоянии объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, расположенного по адресу: <адрес>, общее техническое состояние здания в целом можно охарактеризовать как ограничено-работоспособное. При этом на момент производственного осмотра, техническое состояние крыши – предаварийное.