ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Изменение цены муниципального контракта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А43-42148/20 от 14.12.2021 Верховного Суда РФ
судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Судами установлено, что между администрацией (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 22.06.2020 № 055-2020-ЭА на выполнение работ по ремонту тротуара в с.п. Дружба от дома № 3 микр. Дружба до автобусной остановки «Поворот на Дружбу» автодороги № 22К?0040 городского округа город Выкса Нижегородской области. Впоследствии, в связи с невозможностью произвести часть работ без увеличения сметной стоимости и отсутствием согласования со стороны заказчика изменения цены муниципального контракта , стороны пришли к соглашению о расторжении муниципального контракта с условием об оплате подрядчиком пеней за просрочку исполнения обязательства в размере 37 123 рублей 95 копеек, которое было исполнено обществом. Учитывая обстоятельства, указывающие на обоюдную направленность воли сторон на расторжение контракта в досудебном порядке, отсутствия намерения как выполнять работы, так и принимать их, суды признали спорный муниципальный контракт расторгнутым с даты получения заказчиком согласия подрядчика на расторжение контракта и пришли к выводу об
Определение № 306-ЭС17-136 от 03.03.2017 Верховного Суда РФ
70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришли к выводу о том, что Общество не доказало факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца. Суды исходили из следующего: конкурсной документацией и условиями муниципальных контрактов цена установлена твердой и не предусмотрена возможность внесения изменений в части увеличения объемов и цены контракта; Общество не представило доказательств письменного согласования изменения цены муниципального контракта . Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы Общества не опровергают выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2017 Обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за
Определение № А73-16916/18 от 03.03.2020 Верховного Суда РФ
работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом (подпункт 2.5.2 контракта). Общество, ссылаясь на необходимость несения дополнительных затрат на доставку материальных ресурсов на объект строительства, не включенных в цену контракта, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Разрешая спор, суды, руководствуясь статьями 709, 711, 721, 740, 743, 753, 758, 763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), пришли к выводу о том, что в смете к контракту транспортные расходы на перевозку строительных материалов определены без учета фактического расстояния до объекта строительства, в связи с чем истцом выполнен дополнительный
Решение № АКПИ19-4 от 02.04.2019 Верховного Суда РФ
контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186 (далее - постановление № 1186), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Так, постановлением № 1186 установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно: 10 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства Российской Федерации; 1 млрд. рублей - для
Определение № 05АП-11433/2015 от 26.01.2016 Верховного Суда РФ
ответчиком. Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014, в удовлетворении исковых требований отказано по тем основаниям, что на спорные работы государственный контракт не заключался, в связи с чем фактическое выполнение истцом каких-либо дополнительных работ в отсутствие государственного контракта на их выполнение не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.11.2014 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края в целях правовой квалификации работ, требование об оплате которых заявлено истцом как неосновательное обогащение, а также в целях установления возможности увеличения цены государственного контракта при его исполнении в соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). При новом рассмотрении дела
Постановление № А26-2560/16 от 19.09.2016 АС Республики Карелия
за счет средств казны муниципального образования. Определением от 20.04.2016 суд привлек к участию в деле в качестве второго субсидиарного ответчика Районный комитет образования Сортавальского муниципального района. Решением от 16.06.2016 исковые требования удовлетворены в части. В иске к Районному комитету образования Сортавальского муниципального района отказано. Не согласившись с вынесенным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылался на то, что изменение цены муниципального контракта более, чем на 10% не допускается в силу пп.б п.1 ч.1 ст.95 Федерального закона №44-ФЗ, обязательства по контракту сторонами исполнены, новый муниципальный контракт на сумму, превышающую 10% от суммы контракта заключен не был. В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против отмены решения суда. В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие со ст. 156 АПК
Постановление № А60-32946/2021 от 20.06.2022 АС Уральского округа
два раза, а также уведомил о невозможности исполнения обязательств по контракту, с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении стоимости контракта или расторгнуть контракт по соглашению сторон. К направленному ответу подрядчик приложил ответ от поставщика металлопроката, счета на стоимость металлопроката. В свою очередь в письме от 28.05.2021 № 49 заказчик указал, что в силу пункта 3.1 контракта увеличение цены контракта допускается только в случае увеличения объемов работы не более чем на 10%. При этом изменение цены муниципального контракта осуществляется пропорционально дополнительному объему работ. Кроме того, заказчик в письме от 28.05.2021 № 49 требовал незамедлительно приступить к выполнению работ и закончить все виды работ в течение 10 рабочих дней, при нарушении установленного срока, заказчиком будет принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Согласно пункту 12.1 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законом о
Постановление № А60-39665/2021 от 17.08.2022 АС Уральского округа
на претензию подрядчик письмом от 04.05.2021 указал, что не может исполнить контракт в связи с увеличением цен на продукцию, а также уведомил о невозможности исполнения обязательств по контракту, с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении стоимости контракта или расторгнуть контракт по соглашению сторон. Заказчик письмом от 28.05.2021 № 49 указал, что в силу пункта 3.1 контракта увеличение цены контракта допускается только в случае увеличения объемов работы не более, чем на 10%. При этом изменение цены муниципального контракта осуществляется пропорционально дополнительному объему работ. Кроме того, заказчик в письме от 28.05.2021 № 49 требует незамедлительно приступить к выполнению работ и закончить все виды работ в течении 10 рабочих дней, при нарушении установленного срока, заказчиком будет принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. В связи с ненадлежащим исполнением условий контракта 29.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 14.12.2020 № 3660100603020000003 на выполнение работ по устройству ограждения территории МКОУ
Постановление № А33-13155/2008-Ф02-1848/2009 от 09.06.2009 АС Восточно-Сибирского округа
на сумму 1 649 252 рубля. Пунктом 8.3 договора, стороны предусмотрели претензионный порядок урегулирования споров, срок рассмотрения претензии не более 15 дней. 07.08.2008 истцом направлена претензия в адрес ответчика с требованием об уплате в срок до 21.08.2008 задолженности за выполненные работы в размере 1 649 252 рублей. Поскольку ответчик не оплатил задолженности за выполненные работы в размере 1 649 252 рублей, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском. Судом установлено, что изменение цены муниципального контракта возможна лишь при выполнении работ, перечисленных в п. 6 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005. Капитальный ремонт школы, являющийся предметом договора подряда № 76 от 23.07.2007, не относится к числу работ, где возможно изменение цены, установленной договором. Дополнительным соглашением от 10.09.2007 сторонами в договоре изменена его цена в сторону увеличения на 1 649 252 рубля. При таких обстоятельствах, суд правомерно установил, что дополнительное соглашение, заключенное с нарушением статьи 9
Решение № 21-163/2018 от 28.02.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)
(пункт 11.7 контракта). Предметом рассматриваемого муниципального контракта является, в том числе материал изготовления многоквартирных жилых домов, поскольку относится к требованиям качественных характеристик объекта инвестирования (многоквартирный жилой дом), по которому, сторонами контракта при его заключении достигнуто соглашение о строительстве кирпичного многоквартирного дома. Изменение типа жилых помещений с «отдельные квартиры в кирпичных многоквартирных жилых домах» на «отдельные квартиры в панельных многоквартирных жилых домах» не свидетельствуют об улучшении качества товара, установленного муниципальным контрактом. Указанные действия повлекли изменение цены муниципального контракта в сторону снижения, однако снижение цены по соглашению сторон допускается по условиям контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта. Таким образом, внесение изменений в муниципальный контракт путем заключения дополнительного соглашения свидетельствует об изменении существенных условий контракта – предмета, цены непосредственно самими сторонами контракта, которые осуществлены с нарушением требований ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Поскольку ФИО1, как должностное лицо администрации МР, допустил нарушения требований
Постановление № 5-59/2019790004-01-2019-000638-23 от 20.08.2019 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Из пункта 2.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих Теплоозерского городского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов от 02.08.2013 № 152, следует, что должностные оклады работников муниципальной службы администрации Теплоозерского городского поселения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Довод должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что изменение цены муниципального контракта от 27.04.2018 № Х на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома АДРЕС произведено правомерно, а объем работ в акте КС-2 принят в первоначально утвержденном размере по ошибке, судом отклоняется ввиду следующего. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так,
Решение № 21-400 от 14.10.2010 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи. При таких обстоятельствах, когда не предусмотренное федеральным законом изменение цены муниципального контракта привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, ФИО1 обоснованно привлечен к ответственности по ст.7.32 ч.3 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения администрацией городского поселения с ООО самостоятельного гражданско-правового договора. Заключенное соглашение от 20.10.2009 года является дополнительным именно к муниципальному контракту от 11.08.2009 года. В связи с этим доводы жалобы в этой части являются несостоятельными. Доводы жалобы об отсутствии ущерба бюджету городского поселения, так как администрация не вышла за пределы лимитов бюджетных обязательств,
Решение № 21-399 от 14.10.2010 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. В силу ч.5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи. При указанных обстоятельствах, когда не предусмотренное федеральным законом изменение цены муниципального контракта привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, ФИО2 обоснованно привлечен к ответственности по ст.7.32 ч.3 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения администрацией городского поселения с индивидуальным предпринимателем самостоятельного гражданско-правового договора. Заключенное соглашение от 20.10.2009 года является дополнительным именно к муниципальному контракту от 07.08.2009 года. В связи с этим доводы жалобы в этой части являются несостоятельными. Доводы жалобы о том, что ущерб бюджету городского поселения не был причинен, так как администрация не вышла