специализированными службами по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации, утвержденные протоколом Госстроя РФ от 25 декабря 2001 года № 01-НС-22/1 администрация должна содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, захоронение умерших, урн с прахом или праха после кремации, подготовку регистрационных знаков, установку памятников и уход за могилами (пункт 18). Также пункт 2.4.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014 указывает на то, что организатором погребения, ответственным за подготовку и осуществление погребения в могилу, склеп, колумбарную нишу - является смотритель кладбища, колумбария. Анализ оспариваемой нормы в ее взаимосвязи с приведенными выше федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что представительным органом города Ржева установлен порядок создания и организации места погребения, при котором исключена возможность погребения умершего
115, которым действия администрации, выразившиеся в отказе предоставить (согласовать) обществу «Сосновый бор», обществу «Ритуальное агентство «ЗиЛ» участки земли (места для захоронений) на муниципальном общественном кладбище – «Городском кладбище» г. Амурска для погребения тел (останков) умерших, в том числе осуществления работ по подготовке мест для захоронения (копка могил), признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). На основании названного решения антимонопольным органом выдано предписание от 22.07.2014 № 69, которым администрации предписано прекратить нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: обеспечить равный доступ на муниципальное общественное кладбище «Городское кладбище» г. Амурска всем хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги, в том числе и для осуществления работ по подготовке мест под захоронение (копки могил); исключить случаи отказа в предоставлении (согласовании) мест для захоронения на муниципальном общественном кладбище «Городское кладбище» г. Амурска по обращениям хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные
17 Закона о погребении и похоронном деле). В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. В силу ст. 7 Закона о погребении и похоронном деле на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным законом. Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи ему полномочий органа местного самоуправления, в том числе по содержанию кладбищ. Суды, установив, что содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения (функциям) органов местного самоуправления городского округа, пришли к обоснованному выводу о том, что специализированные службы
погребения в г. Костроме» установлено, что местами погребения на территории г. Костромы являются: общественное кладбище по ул. Костромской, общественное кладбище по ул. Галичской, общественное кладбище по ул. Ярославской, общественное кладбище по ул. Магистральной, вероисповедальное мусульманское кладбище по ул. Нариманова. 11.07.2017 принят Закон Костромской области № 267-6-ЗКО «О семейных (родовых) захоронениях на территории Костромской области». В соответствии с письмом правового управления Костромской областной Думы от 25.09.2017 № органы местного самоуправления утверждают перечни общественных кладбищ для создания семейных (родовых) захоронений, исходя из возможности создания на них зон семейных захоронений, предусмотренных Законом Костромской области. Согласно статье Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон понимает кладбища как место погребения, а не конкретные земельные участки на его территории. Устанавливая гарантии каждому человеку быть погребенным после смерти, с учетом его волеизъявления, рядом с ранее
для создания семейных захоронений, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в ведении которых находятся общественные кладбища. Постановлением Администрации города Костромы от 23 апреля 2015 года № 837 утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ города Костромы, в который постановлением Администрации города Костромы от 13 марта 2018 года № 425 внесены изменения, в том числе, Порядок дополнен разделом 4.1. «Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории общественных кладбищ». Согласно пункту 4.1.1. названного Порядка (с учетом указанных изменений) на общественных кладбищах города Костромы предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, а также под будущие семейные (родовые) захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Пунктом 4.1.3. этого же Порядка предусмотрено, что перечень общественных кладбищ, где предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, утверждается постановлением Администрации города Костромы. В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации города Костромы от 13 марта 2018 года № 425 оно вступает в силу