склад для хранения инвентаря и сбруи, площадка для хранения сена и фуража, емкости для воды и компостной ямы), по мнению уполномоченного органа, не должны входить в состав проектируемого объекта, поскольку представляют собой элементы благоустройства территории. Между тем, технологические решения, принятые при подготовке проекта объекта "Конюшня на 2 головы", основаны на рекомендациях НТП-АПК 1.10.04.003-03 "Нормы технологического проектирования конно-спортивных комплексов" и СП 397.1325800.2018 "Здания и сооружения конноспортивных комплексов. Правила проектирования". Проектируемый объект в соответствии с Классификаторомобъектовкапитальногостроительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным приказом Минстроя России от 10.07.2020 N 374/пр, относится к группе - прочие виды объектов (код группы 28.2.99.1). В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему,
администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным постановления. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 ноября 2018 г. № 2603-ПА (далее также - Постановление № 2603-ПА) земельному участку с кадастровым номером <...> (далее также - земельный участок) с целью эксплуатации нежилого административного здания установлен вид разрешенного использования «деловое управление» (код классификатора 4.1). ФИО1, являясь собственником объектакапитальногостроительства (административного нежилого здания) с кадастровым номером <...>, расположенного на указанном выше земельном участке, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 2603-ПА незаконным, указывая в обоснование заявленных требований на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено на основании недостоверных документов, что делает невозможным эксплуатацию принадлежащего ФИО1 здания из- за чрезмерного увеличения стоимости земельного участка, чем нарушаются его права и законные интересы. Решением Центрального районного суда г.
с видом разрешенного использования объектов капитального строительства и Классификатором. Классификатором предусмотрен вид разрешенного использования «спорт» (код 5.1): размещение зданий и сооружений для занятий спортом; содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1.1 – 5.1.7. Поскольку Общество в установленном порядке построило здание «детский спортивный комплекс «Картодром» на земельном участке, предоставленном публичным уполномоченным органом для строительства этого объекта, но вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, утвержденному Правилами землепользования и застройки Нижнего Новгорода, принятыми после возведения указанного объекта, Общество вправе использовать участок по прежнему фактическому виду разрешенного использования, при этом в целях оформления права собственности или права арены на спорный участок в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ вид разрешенного использования участка может быть установлен в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитальногостроительства и Классификатором. Вместе с тем пунктами 1 и 2
кадастровым номером 77:04:0001019:40 установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий, строений. Полное наименование указанного вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок. Земельный участок расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования с индексом «Ф». В этом письме, иных материалах дела и обжалуемых актах указано, что по названному выше классификатору данный вид разрешенного использования соответствует виду «производственная деятельность» (код 6.0), в рамках которого предусмотрено размещение объектовкапитальногостроительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Равным образом согласно Правилам землепользования и застройки данному коду соответствует вид разрешенного использования «промышленно- производственная деятельность», допускающий размещение перечисленных объектов. Размещение на указанном земельном участке автомойки, шиномонтажа и магазина (шаурма, выпечка) в соответствии с названным классификатором отнесено к иному виду разрешенного использования с кодом 4.9.1 «объекты придорожного сервиса», предусматривающему размещение, в том числе магазинов сопутствующей
действительности и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. В апелляционной жалобе также указано, что несвоевременное выполнение работ 1-го этапа связано с выявленной Обществом необходимостью уточнения перечня объектов капитального строительства в соответствии с Классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2020 № 374/пр (далее - классификатор объектов капитального строительства ), а также в связи с несогласием Общества с замечаниями Агентства по мотиву их несоответствия требованиям градостроительного законодательства. Вместе с тем, пунктом 1.2. контракта установлено, что работы выполняются Исполнителем в точном соответствии с условиями Контракта и Технического задания (приложение № 1 к Контракту). Пунктом 6 технического задания на выполнение работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ» Калининградской области (приложение № 1 к контракту) установлена нормативно-правовая база подготовки
назначения, не являются объектами гражданского оборота, а выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку, поэтому в этой части спора обоснованно удовлетворили требования управления, признав отсутствующим зарегистрированное право собственности общества на объект – сооружение хранения транспорта – автостоянка с кадастровым номером 41:01:0010112:2564. Кроме того, следует отметить, что приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.07.2020 № 374 (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2020 № 59273), действующим на момент рассмотрения спора, утвержден классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), в который соответствующее сооружение, представляющее открытую плоскостную конструкцию, не включено; в классификатор в отношении автостоянки включены объекты строительства в виде здания автостоянки, гаража, сооружения подземной автостоянки. Поскольку спорный объект не является недвижимым имуществом выводы судебных инстанций в части признания недействительным договора купли-продажи от 15.03.2019 № 27-19, заключенного в отношении земельного участка
1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.11.2022 №928/пр (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.02.2023 № 72411, начало действия 03.03.2023) утвержден классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям, согласно которому сооружение электрической, трансформаторной подстанции является объектом капитального строительства. Пунктом 3 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация должна составляться во всех случаях осуществления работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (исключение составляют только работы по строительству и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома). Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее -Закон №384-Ф3) предусмотрено,
элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений. Приказом Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.07.2020г. № 374/пр утвержден « Классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (далее – приказ № 374/пр)). Согласно приказу № 374/пр площадки спортивные, школьные стадионы (объекты среднего образования), стадионы (в том числе, сооружение открытого стадиона) относятся к объектам капитального строительства. Более того, в ходе контрольных мероприятий Министерством не определена принадлежность спортивных площадок (стадионов) к общеобразовательным организациям. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен
самостоятельное функционально-хозяйственное назначение или выполнение обслуживающей (вспомогательной) функции, эксперт разделил Спорные объекты на две группы: - группа 1, включающая сооружения: «баскетбольная площадка», «теннисный корт», то есть объекты, функциональное назначение которых сопряжено с занятиями физкультурой и спортом - группа 2, включающая сооружения: «место отдыха», «беседка большая», «беседка малая» инв. №, «беседка малая» инв. №, «открытый водоем с мостиком», то есть объекты рекреационной территории, функциональное назначение которых сопряженно с времяпрепровождением и отдыхом людей. Анализируя современный классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям, эксперт указал, что в настоящее время площадки спортивные могут проектироваться как самостоятельные объекты. Однако очевидно, что проектируемый самостоятельный объект с технической точки зрения должен отвечать требованиям норм и быть обеспеченным с точки зрения технологических потребностей. Сославшись на соответствующие нормы проектирования, эксперт исходил из того, что площадка для баскетбола - поле для игры прямоугольной формы, ограниченное боковыми и лицевыми линиями, и полосами шириной не менее 1 м за
не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.49 ГрК РФ, жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функциональнотехнологическим особенностям, утвержденный Приказом Минстроя РФ от 10.07.2020 года, №374/пр, также относит «индивидуальный жилой дом» и «жилой дом блокированной застройки» к разным видам объектов строительства (с разными кодами 19.7.1.1 и 19.7.1.3, соответственно). Реконструкция жилого дома в жилой дом блокированной застройки осуществляется на основании разрешения на строительство, предусмотренного ст.51 ГрК РФ, с обязательным наличием проектной документации и иных документов, прилагаемых к заявлению на выдачу такого разрешения. В связи с изложенным