ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Классификация запасов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-КГ14-6029 от 23.12.2014 Верховного Суда РФ
экспертной комиссией Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области вынесено заключение государственной экспертизы запасов песчано- гравийной смеси Суходольского месторождения в пределах города Оренбурга от 19.04.2013 № 73, в котором в числе прочего, сделан вывод о том, что залежи песчано-гравийной смеси № 2 расположены в пределах оросительной системы закрытого типа, принадлежащей обществу «Тепличный комбинат «Дружба», в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», пунктом 7 Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды России от 11.12.2006 № 278, данные залежи относятся к забалансовым (потенциально экономическим), то есть, к запасам, отвечающим требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры. Министерством вынесено распоряжение от 24.04.2013 № 929-р «Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов песчано- гравийной смеси
Определение № 302-ЭС19-27767 от 14.02.2020 Верховного Суда РФ
31.10.2018 № 509 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых управления утверждено решение государственной экспертизы от 30.10.2018 № 526/18 в части отнесения запасов к оценочным, подготовленным к проведению разведочных работ (пункт 2.4). Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пунктами 24, 25 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 (далее – Приказ № 278), Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденным приказом Минприроды России от 10.01.2018 № 4, пунктом 4.1.8. Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным
Определение № А78-5083/20 от 19.07.2021 Верховного Суда РФ
этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), введенного в действие распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 года № 83-р (далее – Положение № 83-р), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» (далее – Приказ № 278), и, установив отсутствие доказательств предоставления обществом геологического отчета с подсчетом запасов золота на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном порядке, пришли к выводу о наличии у управления законных оснований для выдачи оспариваемого предписания, указав при этом, что описание выявленного нарушения предполагает способ его устранения путем завершения разведки участка недр и представления геологического отчета с подсчетом запасов золота на государственную экспертизу. Отменяя принятые
Определение № 310-ЭС20-9719 от 24.07.2020 Верховного Суда РФ
и города федерального значения Севастополя, утвержденная до дня вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, должна быть в обязательном порядке приведена в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.01.2017. С 01.01.2017 проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, и не соответствующ9ая законодательству Российской Федерации, признается недействующей. Установив, что запасы пильных известняков Воронковского месторождения участка Северо-Западный были утверждены только протоколом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Украины от 21.07.1994 и в соответствии с Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 не утверждались, суд пришел к выводу, что протокол запасов полезных ископаемых от 21.07.1994 № 219 и обозначенные в нем границы утратили свою юридическую силу с 01.01.2017, то есть до начала процедуры приема заявок на геологическое изучение соответствующего участка недр 22.09.2017, и принятия оспоренного приказа. Суд апелляционной инстанции установил, что кооператив не разрабатывал технический проект, не получал на
Определение № А33-15841/18 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2006 № 583 (далее – Порядок № 583), пунктом 1 части 3, частью 4 стати 2.1, подпунктом 1 пункта 1 части 1, статьей 7, частью 3 статьи 10.1, пунктом 2 части 2 статьи 22, пунктами 3, 5 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пунктом 18 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278, пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления обществу испрашиваемого участка недр в рамках главы V Порядка № 583 и признал правомерным решение департамента об отказе в предоставлении права пользования участками недр. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не
Постановление № 03АП-2537/2012 от 18.07.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
могут быть устранены исполнителем или заказчиком. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.10.2011 по ходатайству истца назначена судебно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФИО3 (заведующему комплексного геолого-геофизического отдела ООО «ТюменНИИгипрогаз», г. Тюмень). Перед экспертом поставлены следующие вопросы: I. По договору № 30/2007 от 28.03.2007: 1) Соответствуют ли отчеты «Перерасчет запасов газа и конденсата Северо-Соленинского газоконденсатного месторождения» (первый вариант и второй вариант) требованиям договора. Технического задания (Приложение № 2 к договору), требованиям номративных документов: - «Временная классификация запасов метсорожедний, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» (2001 г.), - «Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов»; - ГОСТ 7.63-90 «Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению»; - «Классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» (МПР РФ. 2005 г.), введенной с 01.01.2009 г., а также требованиям иных номративных и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок проведения работ по
Постановление № А26-10324/19 от 12.08.2020 АС Республики Карелия
с заявлением о признании недействительным пункта 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 2162 от 21.12.2017 (в редакции приказа № 2264 от 19.12.2018). Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления, при этом суд правомерно руководствовался следующим. В соответствии с пунктом 7 «Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 (далее – Классификация запасов ), по экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, подразделяются на две основные группы: - балансовые (экономические); - забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету. К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей
Постановление № 03АП-2062/2012 от 06.06.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
от 21 октября 2011 года назначена судебно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФИО5 - эксперту общества с ограниченной ответственностью «ТюменНИИгипрогаз». На судебную экспертизу был направлен второй вариант выполненной работы ответчиком. В экспертном заключении (т.5, л.д. 4) содержатся следующие ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом: 1. Соответствуют ли отчеты «Перерасчет запасов газа и конденсата Южно-Соленинского газоконденсатного месторождения» (первый вариант и второй вариант), требованиям договора, Технического задания (Приложение №2 к договору), требованиям нормативных документов: - «Временная классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» (2001 г.); - «Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ материалов по подсчету нефти и горючих газов»; - ГОСТ 7.63-90 «Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению»; - «Классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» (МПР РФ. 2005 г.), введенной с 1 января 2009 года, а также требованиям иных нормативных и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок проведения работ
Постановление № А37-968/06 от 03.08.2006 АС Магаданской области
государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (пункты,2,3,6 указанного Положения). На момент рассмотрения заявление о продлении срока действия лицензии, представленный заявителем отчет с подсчетом запасов не прошел, что является нарушением ст.29 ФЗ «О недрах» и п.2.2, 1.6 Лицензионного соглашения. Суд находит доводы ответчика по апелляционной жалобе о том, что прогнозные ресурсы подлежат оценке и государственному учету, обоснованными. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 07.03.1997г. № 40 утверждена Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Пункт 2 данного приказа предусматривает, что настоящие Классификации обязательны для всех недропользователей (юридических лиц и граждан) на территории РФ при разведке и разработке полезных ископаемых. Настоящая Классификация определяет единые для РФ принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению (п.1.1 Классификации). Прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и
Решение № 77-214/20 от 21.07.2020 Кировского областного суда (Кировская область)
вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) без утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (ч. 1 ст. 23.2). Подобные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами в ОАО «Уржумский СВЗ» отсутствует, что не отрицается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод утверждена Приказом МПР России от 30.07.2007 N 195, предусматривает классификацию, в том числе по запасам питьевых, технических и минеральных подземных вод, которая по степени геолого-гидрогеологической изученности подразделяются на категории A, B, C1, и C2 (от высшей степени изученности к низшей). Вывод судьи районного суда, что обязанность разработать проект водозабора на ОАО «Уржумский СВЗ» не возложено, поскольку тот не разрабатывается по категории запасов С1, противоречит положениям
Решение № 77-213/20 от 21.07.2020 Кировского областного суда (Кировская область)
вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) без утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (ч. 1 ст. 23.2). Подобные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами в ОАО «Уржумский СВЗ» отсутствует, что не отрицается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод утверждена Приказом МПР России от 30.07.2007 N 195, предусматривает классификацию, в том числе по запасам питьевых, технических и минеральных подземных вод, которая по степени геолого-гидрогеологической изученности подразделяются на категории A, B, C1, и C2 (от высшей степени изученности к низшей). Вывод судьи районного суда, что обязанность разработать проект водозабора на ОАО «Уржумский СВЗ» не возложена, поскольку тот не разрабатывается по категории запасов С1, противоречит положениям
Решение № 2-98/19 от 21.02.2019 Верхнеуфалейского городского суда (Челябинская область)
исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 278 утверждена Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, в соответствии с которой, по степени изученности месторорждения подразделяются на разведанные и оцененные. В соответствии с п. 24 указанной Классификации, к разведанным относятся месторождения, изученные с детальностью, достаточной для их вовлечения в промышленное освоение. В соответствии с п. 25 указанной Классификации, к оцененным относятся месторождения, изученные с детальность, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. Запасы Коркодинского месторождения демантоида поставлены на государственный баланс протоколом № № заседания Государственной