что в силу пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами ответственность за своевременное транспортирование безхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы, суды согласились с позицией проверяющих о том, что обязанность по ликвидациисвалки в указанном случае в силу закона возложена на Территориальное управление. Судами правомерно отклонена ссылка заявителя на то, что в Положении о Территориальном управлении, утвержденном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, отсутствуют полномочия по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку, как указали суды, речь идет об обязанности собственника земельного участка ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональнымоператором , предусмотренной положениями пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, Постановления Минстроя Астраханской области от 05.04.2017 № 10 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Астраханской области». Указанные нормы
лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок. Пунктом 18 Правил № 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка. В соответствии с пунктом 16 Правил № 1156, в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональныйоператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
на то, что у него отсутствуют обязанность по ликвидации несанкционированных свалок и возмещению расходов по ее ликвидации. Полагает, что образование несанкционированных свалок стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения арендаторами возложенной на них законом и договором аренды обязанности по надлежащему содержанию и использованию земельного участка. Ссылаясь на пункт "в" части 8 (1) Правил N 1156, считает, что положения Правил N 1156 распространяются на иных правообладателей земельных участков. По мнению апеллянта, лицом, являющимся ответственным за надлежащее содержание и благоустройство территории по адресу: <...>, определена ООО «Управляющая Компания «Верх-Исетская». Полагает, что обязанность по надлежащему содержанию земельного участка и очистке территории от мусора возложена на управляющую компанию ООО «Управляющая Компания «Верх-Исетская». В связи с чем Министерство является ненадлежащим ответчиком в отношении указанного земельного участка. Кроме того, указанная свалка по адресу: <...>, была включена в Соглашение с региональнымоператором . В связи с чем, подлежала ликвидации в соответствии с заключенным соглашением в рамках предусмотренного финансирования.
который, среди прочего, несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки. Бездействие органа местного самоуправления и регионального оператора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания. Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах. Вопреки доводам кассационной жалобы, организация мероприятий по ликвидации свалки возложена на регионального оператора ООО «Спецавтохозяйство» на основании Соглашения от 14 мая 2018 года, Территориальной схемы, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156. В целом доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ООО «Спецавтохозяйство» в судах первой и апелляционной инстанции, а несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности. Аналогичная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 № 53-КА19-15. Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидациисвалоквозложена на региональногооператора - ООО «Экотранс», судебной коллегией отклоняются, как основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Пунктом 10 статьи
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности. Аналогичная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидациисвалоквозложена на региональногооператора - ООО «Экотранс», судебной коллегией отклоняются, как основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Пунктом 10 статьи
от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов. Обязанности муниципального района по выполнению функций, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требуют участия органа местного самоуправления в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории муниципального образования. Доводы административного ответчика о том, что в рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на региональногооператора ООО «ЭкоИнтегратор», суд находит несостоятельными. Действительно пункты 1 и 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии
орган, на который возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами. Довод представителя ответчика о невозможности произвести ликвидацию несанкционированной свалки ТКО в связи с рельефом местности (овраг) суд отклоняет, как не подтвержденный какими-либо доказательствами. Кроме того, само по себе данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. Оценивая довод представителя ответчика о том, что данная обязанность должна быть возложена на региональногооператора ООО «Спецобслуживание плюс», между которым и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края 12.05.2021 года, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края, суд принимает во внимание следующее. Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются