ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Линии градостроительного регулирования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 46-АПА19-2 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. Так, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации № 150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки. Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно Таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории). В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98
Определение № 17АП-1831/18 от 18.03.2019 Верховного Суда РФ
В связи с планируемым строительством на земельном участке здания многофункционального гостиничного комплекса общество «Венчурная компания Нимонта» 25.05.2016 обратилось в Министерство с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206006:119. На основании указанного заявления и статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерством утвержден и выдан обществу Градостроительный план земельного участка № RU-66302000-00283 от 20.06.2016. Согласно указанному градостроительному плану подтверждена информация о расположении земельного участка в территориальной зоне Ц-1, а также определены линии градостроительного регулирования с обозначением места допустимого размещения зданий, строений, сооружений на участке, в пределах которых согласно действующему законодательству разрешено проектирование планируемых к возведению объектов. Приказом от 11.02.2016 № 47-П ООО «ИнвестСтройУрал»разрешено подготовить проект планировки и проект межевания территории квартала в районе улиц Азина - Мамина-Сибиряка - ФИО1 - ФИО2. По результатам публичных слушаний (приказ заинтересованного лица от 31.01.2017 № 70-П, протокол публичных слушаний от 01.03.2017, заключение о результатах публичных слушаний от 02.03.2017) Министерством строительства и
Определение № 303-КГ15-8149 от 29.04.2016 Верховного Суда РФ
обстоятельствам не допустима. Также суды исходили из того, что действия по установлению границ земельного участка на местности и его постановке на государственный кадастровый учет совершены ФИО1 после вынесения решения от 29.11.2013 и не могут повлиять на содержащиеся в нем выводы. Приведенные заявителем в обоснование пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам доводы об отсутствии возможности размещения капитального объекта на спорном земельном участке площадью застройки 100 кв.м., со ссылкой на градостроительный план земельного участка и линий градостроительного регулирования №RU 41-301-000-122 были предметом оценки судов и отклонены ими, как не являющиеся вновь открывшимися обстоятельствами. Принимая во внимание вышесказанное, суды пришли к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Поскольку доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, что не подтверждает допущенных ими нарушениях норм материального права, оснований для передачи жалобы для
Определение № 09АП-51061/19 от 16.04.2020 Верховного Суда РФ
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2020 по делу № А40-117146/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее – комитет), Департаменту городского имущества города Москвы (далее – департамент) о признании недействующим в части разбивочного чертеж-акта линий градостроительного регулирования от 01.01.1989 № 77, касающейся пересечения линий улично- дорожной сети с земельным участком предпринимателя; признании незаконным бездействия департамента и обязании выполнить мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 12.04.2011 № 118- ПП «О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы» (далее - постановление № 118-ПП), направленные на устранение пересечения линий улично-дорожной сети с участком предпринимателя, установил: решением Арбитражного суда города
Определение № 309-КГ15-17015 от 29.12.2015 Верховного Суда РФ
Арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2015 по делу Арбитражного суда Свердловской области № А60-57131/2014 по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 к Администрации города Екатеринбурга (далее – администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в выделении в градостроительном плане земельного участка № RU66302000-08559 в составе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0504097:19 по ул. Окружная, д. 88 в городе Екатеринбурге зоны, планируемой для государственных или муниципальных нужд, указанной на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования от 01.12.2014 № 8559, и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда путем исключения из градостроительного плана зоны, планируемой для государственных или муниципальных нужд, указанной на чертеже; определить на чертеже минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений и определить места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах земельного участка
Постановление № А66-11385/14 от 13.07.2015 АС Северо-Западного округа
статьи красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий (пункт 4.3). Судами установлено и материалами дела подтверждается, что решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394) утвержден генеральный план г. Твери, согласно которому
Постановление № 03АП-4268/2015 от 28.08.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Положениями статьи 46 Кодекса регламентированы условия проведения публичных слушаний. Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30, также предусмотрены положения о необходимости проведения публичных слушаний при проектировании и установлении красных линий в поселениях Российской Федерации. Пунктом 3.8 названной Инструкции предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения. Департамент не представил в материалы доказательства
Постановление № А55-2098/18 от 03.06.2019 АС Самарской области
ст. 42 ГрК РФ, красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа. Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях РФ определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), утв. постановлением Госстроя России от 06.04.1998 г. № 18-30 (далее - Инструкция). В соответствии с п. 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной
Решение № 3А-601/18 от 15.11.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
- общественная многоквартирная» жилой застройки»); отнесения части кадастрового квартала № (по линии ул.Красносельская), включая часть земельного участка административного истца (кадастровый №, адрес: <адрес> ФИО15, <адрес>), к рекомендуемым территориям земель общего пользования - транспортной и инженерной инфраструктуры, озеленения, пешеходных связей и пространств (т.е. к зоне публичного сервитута); установления в кадастровом квартале № (вдоль границы функциональной зоны Жсм по линии ул. Красносельская) проходящей через земельный участок административного истца (кадастровый №, адрес: <адрес> ФИО15, <адрес>) красной линии градостроительного регулирования / зеленой линии градостроительного регулирования (пешеходные зоны и озеленение) (т.е. отнесение части земельного участка административного истца к зоне публичного сервитута); «Схему красных линий и линий градостроительного регулирования центральной части города Нижнего Новгорода» признать недействующей в части: отнесения части кадастрового квартала № (по линии ул.Красносельская), включая часть земельного участка административного истца (кадастровый №, адрес: <адрес> ФИО15, <адрес>), к рекомендуемым территориям земель общего пользования - транспортной и инженерной инфраструктуры, озеленения, пешеходных связей и пространств (т.е.
Решение № 2А-8192/20 от 10.09.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))
предварительном согласовании предоставления земельного участка, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что ____ обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка для использования под индивидуальное жилищное строительство, как гражданка, имеющая трех и более детей. Письмом от ____ № ответчик отказал в заявлении истца, ссылаясь, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования «красные линии», а, кроме того, участок расположен на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности. С указанным отказом административный истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее права и интересы. Просит признать решение Окружной администрации г. Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, изложенное в письме от ____ № незаконным, обязать административного ответчика устранить последствия нарушения права. Административный истец, будучи надлежащим образом
Решение № 2А-3354/2021 от 08.04.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))
расположенного по адресу: ____, с кадастровым номером: №, ____ года постройки, общей площадью ___ кв.м. Указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером № ____ года истец обратился в Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность под магазин земельного участка. Сообщением от ____ года ответчиком было отказано в предоставлении участка в собственность земельного участка в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования . Истец считает отказ ответчика незаконным и подлежащим отмене, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен магазин, принадлежащим истцу на праве собственности. Просит признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска от ____ года № № в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: № расположенного по адресу: ____, возложить на ответчика обязанность по предоставлении в собственность данного земельного участка для использования под магазин и взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате
Решение № 2А-9625/2021 от 05.10.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))
является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ____ с кадастровым номером: №. Указанный объект находится на земельном участке по адресу: ____ на территории кадастрового квартала № ____ года истец обратился в ДИЗО Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Сообщением от ____ № № года ответчиком было отказано в предоставлении участка в собственность земельного участка в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования . Истец считает отказ ответчика незаконным и подлежащим отмене, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, принадлежащим истцу на праве собственности. Просит признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска от ____ года № № в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____ возложить на ответчика обязанность по предоставлении в собственность данного земельного участка. В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,