ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лицензирование радио - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2010 N КАС10-143 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.02.2010 N ГКПИ09-1637, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 раздела XVII перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87>
нормой Федерального закона о связи, предусмотрев возможность наличия у них вместо лицензии на вещание договоров с лицензиатами-вещателями. Правовое регулирование отношений в области лицензирования вещания осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации". Статьей 31 этого Закона предусмотрено, что лицензии на вещание выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с данным Законом. В соответствии с п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, являются, в том числе, сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания). Согласно подп. 4 п. 2 ст. 1330 Гражданского кодекса Российской Федерации использованием сообщения
Решение Верховного Суда РФ от 02.02.2010 N ГКПИ09-1637 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 раздела XVII перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87>
федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 данного Федерального закона, действуют в части, ему не противоречащей, и подлежат приведению в соответствие с этим Федеральным законом. Абзацем четырнадцатым пункта 2 статьи 1 Федерального закона о лицензировании определено, что его действие не распространяется на использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, являются в том числе сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания). В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 1330 ГК РФ использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания
Постановление № А66-5456/20 от 05.05.2022 АС Тверской области
проспект плюс» по лицензионному договору от 01.12.2016, правовой природе договора от 24.12.2019, а также для определения, возможно ли признание договора от 24.12.2019 недействительной (ничтожной) сделкой как не соответствующего положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 1236 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно применил нормы права, регулирующие правоотношения по использованию результатов интеллектуальной деятельности и деятельность таких средств массовой информации как радиоканалы, в том числе лицензирование вещания. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 1225, подпунктом 3 пункта 1 статьи 1304 ГК РФ сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) относится к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью). Статьей 1223 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор
Постановление № 15АП-3675/2021 от 11.05.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
15.11.2020 «ЮГ РАДИО ФМ» составил 2 часа 44 минуты в неделю, а «Ретро FM (Retro FM)» составил 165 часов 16 минут в неделю. Данное соотношение объемов вещания не соответствует лицензии от 06.08.2015 серии РВ № 26990, что подтверждается справкой анализа эфира и актом систематического наблюдения от 26.11.2020 в отношении ООО «Радио-161». Таким образом, обществом допущено нарушение подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 (действующие в период проверки). Должностным лицом Управления 07.12.2020 в отношении ООО «Радио -161» в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол № АП-61/4/3414 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Роскомнадзора по РО обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО «Радио-161» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Постановление № 17АП-15418/17-АКУ от 05.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
увеличен и составляет 167 часов 38 минут в неделю. Таким образом, установлено несоблюдение требований о соотношении объема вещания продукции СМИ к общему объему вещанию в неделю, что является нарушением ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», абз. 4 пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания»; - нарушение требования о соблюдении программной направленности радиоканала: согласно лицензии РВ № 25669 100 % вещания СМИ «Радио К» должно составлять информационное, музыкально-развлекательное направления вещания. В ходе анализа записи эфира установлено следующее: информационное направление представлено выпусками новостей, информацией о репертуаре кинотеатра и выходными данными радиоканала в ночном эфире. Вместе с тем, музыкально-развлекательное направление вещания отсутствует - музыкальные произведения и песни не могут быть отнесены к собственному вещанию лицензиата, поскольку выходные данные (краткие) звучат один раз в ночном эфире, при этом определить
Постановление № 13АП-20375/2015 от 14.10.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
информации» телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В статье 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, к числу лицензионных требований отнесено соблюдение лицензиатом программной направленности телеканала или радиоканала. ЗАО «Радио Рекорд» предоставлена лицензия на осуществление радиовещания серия РВ № 25347 от 07.05.2014. В Приложении № 1 к лицензии установлено следующее соотношение направлений вещания к общему объему вещания: 80% - музыкально-развлекательное, 10% - культурно-просветительское и 10% - пропаганда здорового образа жизни. Как следует из справки о результатах систематического наблюдения (приложение № 2 к акту систематического наблюдения от 21.04.2015 № А78-08/0018) и протокола
Постановление № 19АП-7320/2021 от 01.02.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
24:00:00 15.08.2021 также установлено осуществление исключительно музыкального направления – 100%, при установлении направленности радиоканала музыкально-информационное, чем нарушено требование соблюдения программной направленности радиовещания (л.д.93-101). Уведомлением от 07.09.2021 №9085-03/36 Управление предложило представителю Общество обеспечить явку для составления протокола об административном правонарушении (л.д.102-104). 09.09.2021 по факту выявленных нарушений статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 №1529, должностным лицом Управления Роскомнадзора по Воронежской области в отношении ООО Радиовещательная Компания «Радио для всех» в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.12-14). Во исполнение части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов, и части 2 статьи 202 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с
Решение № 12-306/19 от 17.09.2019 Ногинского городского суда (Московская область)
лицензиат должен соблюдать параметры вещания, указанные в лицензии на вещание. Согласно ст. 56 указанного выше Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации. В силу пп. «а» п. 4 Положения «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из лицензионных требований, предъявляемым к лицензиату, является соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии, в частности соблюдение программной направленности радиоканала. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возглавляет МБУ «Редакция радиопрограммы «Радио Ногинска» ФИО3, который является главным редактором. На основании п. 4.1 Устава возглавляет учреждение главный редактор, который осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и его творческой деятельностью, решая все вопросы, связанные с подготовкой, редактированием и выпуском в эфир материалов, включаемых в радиопрограмму. Согласно п. 4.2 Устава главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к
Постановление № 4А-675/2016 от 27.06.2016 Самарского областного суда (Самарская область)
вещания. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проведенного 22.06.2015 должностными лицами Управления Роскомнадзора по Самарской области планового систематического наблюдения выявлено, что, в нарушение ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», пп. «а» п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025, ООО «Татарское радио -Самара» не осуществляет вещание радиоканала с даты начала вещания, указанной в лицензии № от 26.06.2012 – январь 2013 года, и 24.07.2015 заместителем руководителя Роскомнадзора выдано предписание № об устранении в срок до 20.10.2015 выявленного нарушения законодательства. В ходе систематического наблюдения в отношении ООО «Татарское радио-Самара», проведенного в период с 24 по 30 ноября 2015 года на основании поручения Роскомнадзора № от 09.11.2015 и приказа Управления Роскомнадзора по
Постановление № 16-5603/2022 от 07.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
п. «а» ч.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 №l529 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» соблюдение объемов вещания является одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату. Как следует из материалов дела, 04 февраля 2022г. установлен факт невыполнения ООО «Медиахолдинг «Омикс» законного предписания об устранении выявленного нарушения № выданного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 17.11.2021, в установленный срок -14.01.2022. Согласно указанному предписанию № ООО «Медиахолдинг «Омикс» обязано устранить нарушения лицензионных требований в сфере телерадиовещания при осуществлении вещания пo лицензии серии № от 01.07.2014, в срок по 14.01.2022 включительно. В соответствии с Разделом № 1 приложения к выписке из реестра лицензий по состоянию на 03.02.2022 пo лицензии № от 01.07.2014, предусмотрено распространение ООО «Медиахолдинг «Омикс» СМИ радиоканала “Радио Омикс” в объеме 10 часов в неделю и “Радио Шансон” в объеме 158 часов в неделю. В результате
Решение № 12-218/19 от 29.05.2019 Ногинского городского суда (Московская область)
указанные в лицензии на вещание. Согласно ст. 56 указанного выше Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Российской Федерации. В силу пп. «А» п. 4 Положения «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из лицензионных требований, предъявляемым к лицензиату, является соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии, в частности соблюдение программной направленности радиоканала. Таким образом, по мнению суда, в ходе заседания было объективно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут юридическое лицо - МБУ «Редакция радиопрограммы «Радио Ногинска» по адресу: город Ногинск Московской <адрес>, совершило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), а именно, юридическое лицо МБУ «Редакция радиопрограммы «Радио Ногинска» осуществляло деятельность без извлечения прибыли с нарушением лицензионных требований