ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Меры пожарной безопасности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 18-АД20-18 от 03.07.2020 Верховного Суда РФ
устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности ; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами. В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет
Постановление № 9-АД23-7 от 04.07.2023 Верховного Суда РФ
городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов. В статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (пункт 3.1 часть 1 статьи 11 Закона № 131-ФЗ). В статье 37 Закона № 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. В силу части первой статьи 38
Постановление № 03АП-4221/2012 от 10.10.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и др.), содержание этих систем и средств. А также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности на лесных участках переданных КГКУ «ДКР НП» осуществляются на основании проекта освоения лесов за собственные средства. Проекты освоения лесов имеют положительные экспертные заключения с регистрационными номерами 668, 667, утвержденные приказами Агентства лесной отрасли Красноярского края от 27.01.2012 № 101, от 27.01.2012 № 100. На момент проведения проверки прокуратурой Богучанского района установлено, что мероприятия, предусмотренные актами приема-передачи лесных участков № 1 от 26.12.2011, № 73 от 26.12.2011 и проектами освоения лесов не выполнены, в
Постановление № А75-11033/14 от 24.09.2015 АС Западно-Сибирского округа
отступил от принципов правовой определенности и стабильности судебных актов. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы статей 117, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и фактически не восстановил срок, а необоснованно увеличил срок на подачу апелляционной жалобы для истца. ИП ФИО2 отмечает, что суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод о нарушениях ответчика как арендатора помещения правил пожарной безопасности, обосновав этот вывод следующим: «Соответственно, наличие пожара означает, что меры пожарной безопасности и требование к такой безопасности в помещениях второго этажа соблюдены не были» (стр. 11, абз. 5 постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015). Далее суд апелляционной инстанции возлагает ответственность за возгорание на ответчика. Данная позиция суда апелляционной инстанции полностью противоречит имеющимся в деле заключением квалифицированных органов, согласно которым возгорание произошло вследствие искусственного инициирования горения, то есть поджога (заключение эксперта № 24-2013 по уголовному делу № 201325101 по факту пожара, лист дела № 74)
Постановление № 17АП-1385/2018-АК от 21.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
участков. По результатам проверки составлен акт проверки №05-отр от 13.03.2017 (т. 1 л.д. 29-76). Депнедра и природных ресурсов Югры выдано предписание №5/5-отр от 17.03.2017 об устранении выявленных нарушений (т. 1 л.д. 78-81), которым Депнедра и природных ресурсов Югры предписано: 1) в срок до 01.06.2017 внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с установленными требованиями законодательства в том числе: - информацию об организациях, осуществляющих меры пожарной безопасности , в частности: информацию об ответственных за линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, дороги; информацию об учреждениях, организациях, иных юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, общественных объединениях, индивидуальных предпринимателях, должностных лицах, гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах, лицах без гражданства, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу по внешней и внутренней границе лесничества и осуществляющие меры пожарной безопасности; информацию о лесопользователях; - информацию об исходной и конечной точке участка лесной дороги, о типе покрытия, об
Постановление № А03-24728/13 от 23.04.2015 АС Западно-Сибирского округа
договора указывает на оплату за выполнение иных мер пожарной безопасности. Выводы апелляционного суда о применении норм права считает правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Законность решения и постановления проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как установлено судами при рассмотрении дела, по договору от 02.04.2012 №13/2012/ДУ308995 общество (исполнитель) приняло на себя обязательство осуществить комплекс работ по тушению лесных пожаров и отдельные меры пожарной безопасности в лесах на землях фонда Озерского лесничества, в том числе: мониторинг пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (обеспечение постоянной готовности пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, систем связи и оповещения, закрепленных за пожарно-химической станцией 2 типа, расположенной по адресу: Алтайский край, Тальменский район, ст. Озерки). Осуществление иных мер пожарной безопасности в лесах предусмотрено пунктом 2.3 договора. В свою очередь, учреждение (заказчик)
Решение № 7-89/20 от 05.03.2020 Амурского областного суда (Амурская область)
условий одного договора аренды лесного участка от 15.12.2009 года №50 и требований единого проекта освоения лесов. Законный представитель юридического лица и его защитники в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. В силу ч. 1 ст. 53 Лесного Кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (ч.2 ст. 53 ЛК РФ). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения
Решение № 2-335 от 24.08.2011 Яшкинского районного суда (Кемеровская область)
Яшкинского района совместно с ОНД в Яшкинском районе УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах, входящих в состав Ленинского сельского поселении, выявлены нарушения требований ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также многочисленные нарушения требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а именно: поселок Ленинский : не реализованы меры пожарной безопасности на соответствующей территории (п. 11 ППБ 01-03); не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности, а также органами местного самоуправления не проводится работа по доведению до населения рекомендаций по установлению у каждого жилого дома емкости с водой или огнетушителя (п.п. 11, 113 ППБ 01-03); не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос и т.д.) ( п.112 ППБ 01-03); отсутствуют средства
Решение № 7-47/20 от 19.02.2020 Амурского областного суда (Амурская область)
безопасности договором аренды либо иным нормативным актом не определены. Считала, что постановление по делу не может быть признано законным, поскольку за эти же нарушения ООО «Джелтулак Лес» привлечено к ответственности постановлением должностного лица №909 от 09 ноября 2019 года. Данное постановление обжалуется в судебном порядке в районном суде. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Джелтулак Лес» Ли Е.В. прихожу к следующим выводам. В силу ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (ч.2 ст. 53 ЛК РФ). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения
Решение № 2-1145 от 12.04.2012 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2012г. г.Туймазы Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Ахуновой А.А., при секретаре Юмалиной Г.С., с участием помощника прокурора Родина Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению межрайонной прокуратуры РБ в интересах неопределенного круга лиц-жителей сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ к Администрации СП сельсовет муниципального района район РБ о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а так же мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения сельского поселения, суд УСТАНОВИЛ межрайонная прокуратура РБ в интересах неопределенного круга лиц-жителей сельского поселения сельсовет муниципального района район РБ обратилась с иском к Администрации СП сельсовет муниципального района район РБ о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий меры пожарной безопасности в лесах, а так же мероприятия, исключающие возможность