ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Места накопления твердых - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минприроды России от 25.12.2018 N 12-29/32906 "О местах накопления твердых коммунальных отходов"
регулирования. Вместе с тем законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО. Таким образом, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. В силу статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. Обозначенные в статье 8 Закона N 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО"
(далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа. Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г.
"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года" (утв. Роспотребнадзором)
2.7, 5.1). СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы": 1) не осуществляется (контроль) мониторинг качества почвы в местах размещения отходов производства и потребления и в санитарно-защитной зоне предприятия (п. 6.7). СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления": 1) установлены факты размещения отходов на земельных участках, не оборудованных в соответствии с санитарными требованиями: отсутствует водонепроницаемое покрытие, по периметру площадки не предусмотрена обваловка, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (п. 3.7); 2) условия сбора, временного хранения (накопления, складирования) не соответствуют проекту обращения с отходами (проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 3.6); 3) на производственной территории не обеспечен селективный сбор и накопление отдельных разновидностей отходов, временное хранение промотходов осуществлялось без учета класса опасности отходов, а именно промасленная ветошь, отработанные фильтры, твердые бытовые отходы, отработанные энергосберегающие лампы и т.п. хранились в одном контейнере (п. 3.3); 4) для хранения твердых
Определение № А03-11783/20 от 16.02.2022 Верховного Суда РФ
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Консоль» (далее – Общество) об обязании в течение 10 (десяти) дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 22:63:040248:11 и расположенном на нем административным зданием лит. А по адресу: г. Барнаул, Новороссийская ул., д. 140, а также помещениями в этом здании, путем ликвидации находящегося возле северной стены этого здания места накопления твердых коммунальных отходов и его размещения на части этого земельного участка площадью 1138 кв.м, которая выделена ответчику в индивидуальное пользование решением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 01.02.2021 по делу № 2-29/2021, и которая расположена в границах характерных точек, имеющих соответствующие координаты; в случае неисполнения решения суда в течение 10 дней после вступления в законную силу взыскать с ответчика судебную неустойку в сумме 30 000 руб. за каждую полную неделю просрочки исполнения
Определение № А05-10085/20 от 30.12.2021 Верховного Суда РФ
отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что на общество, как управляющую организацию, возложена обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов для МКД, находящихся в ее управлении, при этом доказательств исполнения указанной обязанности не представлено, места накопления твердых коммунальных отходов не организованы. При исследовании обстоятельств дела апелляционным судом не установлено возложение на заявителя обязанностей, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, в том числе по благоустройству мест сбора твердых коммунальных отходов, закрепленных за иными лицами и не предназначенных для спорных МКД. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Доводы общества относительно выводов судов не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела или допущенной судебной ошибке, аналогичны доводам, ранее
Постановление № 56-АД21-13 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Как усматривается из материалов дела, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом № 47 по ул. Жуковского г. Арсеньева Приморского края, привлечена к административной ответственности по настоящему делу за то, что ею допущено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, выявленное в ходе осмотра места накопления твердых коммунальных отходов по вышеупомянутому адресу, а именно: на контейнерной площадке с торца указанного дома три контейнера не имеют крышки, частично стоят на грунте, бетонное покрытие (плиты) разрушено, ограждение площадки в виде металлической сетки с трех сторон имеет поломки, возле данной площадки - свалка крупногабаритного мусора, разбросан бытовой мусор, подъездные пути к контейнерной площадке не спланированы. Обстоятельства совершения организацией вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела
Определение № А64-837/20 от 30.07.2021 Верховного Суда РФ
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.09.2020, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2021 по делу № А64-837/2020, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (далее – Администрация) о взыскании 15 957 руб. 82 коп. задолженности за ликвидацию несанкционированного места накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Тамбовского района Тамбовской области. Арбитражный суд Тамбовской области решением от 01.09.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12.05.2021, удовлетворил иск. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального
Постановление № А33-7272/2022 от 07.08.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 № 8-АПА19-10, от 06.02.2020 № АПЛ19-525). В силу пункта 5 Правил № 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от
Постановление № 03АП-8088/2021 от 04.04.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
управляющая компания обязана осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии со стандартами управления, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществлять управление многоквартирным домом с наибольшей выгодой в интересах собственников в соответствии с условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов. Обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией «Жилищные системы Красноярска» не исполнена обязанность по созданию и организации места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 5 по ул. Академика Киренского, что послужило основанием для обращения Администрации Октябрьского района в городе Красноярске в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Согласно
Постановление № А33-13114/2021 от 13.12.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда
сбора мусора (ТБО и КГМ) и мусоросборники (мусорные баки, контейнеры) являются общедомовым (общим) имуществом собственников одного или нескольких близрасположенных многоквартирных домов в том случае, если исходя из расположения площадки она предназначена для сбора мусора от такого дома/ таких домов. Содержание площадки и мусоросборников осуществляется за счет средств собственников на содержание и ремонт общего имущества. Истец утверждал, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком как управляющей компанией не исполнена обязанность по созданию и организации места накопления твердых коммунальных отходов, имеющаяся контейнерная площадка находится на расстоянии более 100 метров от многоквартирного дома. В подтверждение своих доводов истец представил выписку из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в которых данные о нахождении площадки для накопления отходов по адресу: ул. Тотмина, д. 8 б, отсутствуют; чертеж, выполненный главным специалистом отдела муниципального контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с использованием программы «ЕМ ГИС Красноярск», согласно которому расстояние от дома
Постановление № 17АП-12010/2020-ГК от 24.11.2020 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
90 которых истец основывает свои требования, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов (Письмо Минприроды России от 07.03.2019 N 08-25-53/5268 "О приобретении контейнеров"). Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, создавшими места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора (Письмо Минприроды России от 18.01.2019 N 12-47/928). Соглашение также не содержит обязанности Регионального оператора предоставлять потребителям в собственность контейнеры, либо возмещать расходы на приобретение таких контейнеров. Из вышеизложенного следует, что приобретение контейнеров допускается как организациями, осуществляющими
Решение № 2-218/19 от 22.07.2019 Ижемского районного суда (Республика Коми)
Дело 2-218/19 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Ижма 22 июля 2019 года Ижемский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Семаковой А.Р., при секретаре Демидовой Н.О., <данные изъяты>;заместителя прокурора Лазаревой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» о возложении обязанности оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов контейнерными площадками с бетонным покрытием, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ижемского района Республики Коми обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» о возложении обязанности оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов контейнерными площадками с бетонным покрытием, указывая, что прокуратурой в ходе проведенной проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в деятельности администрации МО МР