ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Мониторинг атмосферного воздуха - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-ЭС22-6592 от 23.05.2022 Верховного Суда РФ
доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, общество, осуществляющее захоронение отходов на объекте рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № 2 с применением промышленных отходов 3, 4 классов опасности, расположенном в Березовском районе Красноярского края, провело мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта. Отчет о результатах мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, направлен обществом в управление. По результатам рассмотрения отчета управлением принято решение от 18.02.2020 № 04-1/1.7-1999 которым обществу отказано в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов за 2019 год в связи с превышениями фоновых значений химических показателей состояния компонентов природной среды (атмосферного воздуха , почвы) на территории, прилегающей к объекту размещения отходов со ссылкой на подпункт «б» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» (далее –
Определение № 18АП-15479/18 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, в период с 01.11.2017 по 12.12.2017 Челябинским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на стационарных постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха № 31, 33, 34, 35, 36 города Магнитогорска зафиксирован факт превышения максимальной разовой предельно допустимой концентрации в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, в связи с чем 21.12.2017 управлением в отношении неустановленного круга лиц возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административного расследования управлением произведен осмотр производственных территорий общества и установлено, что на крыше здания рабочей зоны участка шлакообразующих смесей осуществляется пассивная
Определение № 09АП-5637/2021 от 25.10.2021 Верховного Суда РФ
201 Кодекса, положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), суды отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего. Основанием для проведения проверки в отношении общества являлось поручение прокуратуры города Москвы от 18.05.2020, поручение прокуратуры ЦАО от 16.03.2020 и пункт 3.4 решения коллегии прокуратуры города Москвы от 07.02.2020. В прокуратуру города Москвы Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы представлена информация по экологическому мониторингу водных объектов и атмосферного воздуха в 2019 году. Данная информация для сведения и использования в работе направлена в нижестоящие прокуратуры, в том числе в Замоскворецкую межрайонную. прокуратуру г. Москвы с указанием изучения представленных сведений и организацией проверочных мероприятий по фактам возможного нарушения законодательства. Право прокурора на проведение проверок в инициативном порядке отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2016 № 304-АД15-19173. При таких обстоятельствах суды пришли к
Постановление № А45-24159/2021 от 14.04.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда
юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам. Приказом Минприроды России от 22.11.2019 № 794 утверждены Методические указания по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (далее – Методические указания), согласно пункту 2 которых фон определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с настоящими Методическими указаниями; при наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха , фон определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, проводимых в соответствии с правилами проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, предусмотренными пунктом 2 статьи 22.1 Федерального закона № 96-ФЗ. Пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона № 96-ФЗ установлено, что для территории населенного пункта или его части, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и иные объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе
Постановление № А45-24159/2021 от 30.06.2022 АС Западно-Сибирского округа
органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха , фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (часть 2.3 статьи 12 Закона № 96-ФЗ). Согласно пункту 2 Методических указаний фон определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с настоящими Методическими указаниями. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха,
Решение № 2А-2456/2022 от 23.09.2022 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)
и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о возложении обязанности обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа«город Дербент». В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Дагестан. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Согласно статье 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха
Решение № 2А-2291/2021 от 11.08.2021 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа город Нижний Новгород, УСТАНОВИЛ: Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее. Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения природоохранного законодательства в части осуществления уполномоченными органами государственной власти мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха на территории городского округа город Нижний Новгород. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. В силу ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится, в том числе, организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения. Согласно ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
Решение № 12-874/2023 от 07.08.2023 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха . Указанный Перечень был сформирован и размещен на официальном сайте Росприроднадзора 09.09.2021 г. (<данные изъяты>). Объекты HBOC ООО «PH-Бурение» включены в данный Перечень впервые. В соответствие с ПЭК для объекта HBOC мониторинг атмосферного воздуха не был предусмотрен, в связи с отсутствием Перечня и отсутствия близлежащих населенных пунктов. Так как в соответствие с письмом Минприроды от 20.09.2019 № «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха» (Приложение №11). В случае отсутствия предприятия