ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Муниципальный правовой акт - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 25-КАД21-5 от 23.03.2022 Верховного Суда РФ
местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт . Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 739-0-0, часть 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными. Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить
Апелляционное определение № 45-АПА19-28 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ
первой инстанции Решение Думы № 88 отменено решением Думы Малышевского городского округа от 13 мая 2019 года № 187. Решением Свердловского областного суда от 17 мая 2019 года административное исковое заявление Контрольного органа удовлетворено, Решение Думы № 151 признано недействующим с 15 мая 2019 года, то есть со дня признания утратившим силу Решения Думы № 88, не в связи с его несоответствием имеющим большую силу нормативным правовым актам, а ввиду того, что названный муниципальный правовой акт после отмены Решения Думы № 88 никаких правовых последствий не порождает, не может быть применен, соответственно, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. В апелляционной жалобе Думой Малышевского городского округа поставлен вопрос об отмене решения в связи с неправильным применением судом норм материального права. Участвующим в деле прокурором и административным истцом поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной
Кассационное определение № 18-КАД22-5 от 22.06.2022 Верховного Суда РФ
Федерации от 30 марта 2012 г. № 9-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл. Частью 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт . Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 739-0-0, часть 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными. Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт
Постановление № А19-5813/08-27-Ф02-5448/2008 от 10.11.2008 АС Восточно-Сибирского округа
суда Иркутской области заявленное требование удовлетворено. В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 10 июля 2008 года не проверялись. В кассационной жалобе Муниципальное учреждение «Администрация города Тулун» ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применения статей 43, 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению заявителя жалобы, орган местного самоуправления вправе отменить изданный им муниципальный правовой акт . Представитель муниципального учреждения «Администрация города Тулун» в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы. В судебном заседании по ходатайству ИП Жигаревой Т.В. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 10.11.2008. ИП Жигарева Т.В., ее представитель в судебном заседании 10.11.2008 просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать, представлен отзыв. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив правильность применения норм материального
Постановление № А33-9936/2016 от 02.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
(далее - Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. На основании части 1 статьи 48 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт , в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, статья 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органа
Решение № 3А-411/2021 от 15.11.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)
7 августа 2020 года № 158-МПА «О внесении изменении в приложение 2 к муниципальному правовому акту города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы»), пункта 26 Приложения к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2020 года № 412 «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2020 год», установил: 26 сентября 2019 года Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока «Программа приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2019 и 2020 годы», муниципальный правовой акт подписан главой города Владивостока 3 октября 2019 года № 105-МПА (далее – МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года № 105-МПА), текст документа опубликован в изданиях «Вестник Думы города Владивостока», № 25, 3 октября 2019 года, с. 86-93, «Владивосток», № 132(6294), 11 октября 2019 года. Пунктом 2 МПА города Владивостока от 3 октября 2019 года
Решение № 3А-178/2022 от 10.03.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)
привлечением в качестве заинтересованного лица администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района, о признании недействующим нормативного правового акта муниципального образования установил: Административные истцы ООО « Тихоокеанский балкерный терминал» и АО «Корпорация развития Дальнего востока и Арктики», выступающее в защиту ООО «Тихоокеанский балкерный терминал» обратились в суд с данным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что решением Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 07.04.2021 № 80 был принят Муниципальный правовой акт «О внесении изменений в Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения». Внесенные изменения были приняты в соответствии с внесенными изменениями в генеральный план Славянского городского поселения, утвержденными решением Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 18.12.2020 № 68 и предусматривали строительство объектов транспортной инфраструктуры. Решением № 09 от 28.10.2021 года Административный ответчик принял Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения