ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Начисление платы за коммунальные услуги - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А03-7633/18 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой установлено, что общество с 01.01.2018 осуществляло начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в том числе использованное в целях содержания общедомового имущества, жильцам МКД, который находился в управлении ООО «ЖКХ» с 30.04.2015 и был включен в реестр лицензий Алтайского края в перечень домов, управление которым осуществляет данная управляющая компания. Составлен акт, выдано предписание, которым на общество возложена обязанность прекратить начисление собственникам и нанимателям помещений в МКД платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, используемому в целях содержания общего имущества МКД,
Определение № 15АП-18990/18 от 12.11.2019 Верховного Суда РФ
из представленных материалов, инспекция провела внеплановую документарную проверку управляющей компании с целью рассмотрения обращения потребителей, в ходе проведения которой пришла к выводу о допущенных нарушениях при расчете платы потребителям жилого помещения (квартиры) № 113 в многоквартирном доме № 161/2 по ул. Красных Партизан в г. Краснодаре (далее – МКД) за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами. Составлен акт, обществу выдано оспариваемое предписание, которым предписано произвести начисление платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, потребленные в жилом помещении (квартире) № 113 МКД, в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исходя из нормативов потребления холодного водоснабжения, водоотведения и двух зарегистрированных граждан в жилом помещении (Никишин Г.П., Никишина Л.И.), без учета Финько Т.Г., Финько Н.А., зарегистрированных по месту
Определение № А66-6086/20 от 25.08.2021 Верховного Суда РФ
от 15.05.2013 № 416, суды отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего: доказательств того, что истечение срока поверки ИПУ привело к фактическому искажению данных об объеме электрической энергии, не представлено, АО «АтомЭнергоСбыт» приняты к расчетам представленные показания ИПУ; даты выхода из строя приборов учета не доказаны; несмотря на истечение срока межповерочного интервала, приборы учета в спорный период работали без нарушений, сомнений в правильности определения объема электрической энергии спорными приборами учета не возникло; начисление платы за коммунальные услуги по показаниям ИПУ с применением повышающих коэффициентов, которые установлены к нормативам их потребления, законом не предусмотрено. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого предписания недействительным. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит. Руководствуясь статьями
Определение № А11-6582/19 от 21.09.2021 Верховного Суда РФ
материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, инспекция с целью проверки информации, содержащейся в обращении собственника жилого помещения дома № 36г по улице Верхняя Дуброва города Владимира (далее – МКД), провела внеплановую документарную проверку в части начисления платы за отопление. По результатам проверки составлен акт, обществу выдано предписание, обязывающее с января 2017 года привести в соответствие с действующим законодательством начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений МКД. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
Определение № А60-6478/20 от 10.03.2021 Верховного Суда РФ
Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, в антимонопольный орган 28.10.2019 поступило заявление ООО «УК «Паритет» о нарушении ПАО «КЗФ» антимонопольного законодательства. Из заявления следует, что на основании решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области от 15.05.2019 № 29-01-82/19188 многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, включен в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «Паритет» с 01.06.2019. Согласно решению собственников МКД, принятому на общем собрании 15.03.2019, начисление платы за коммунальные услуги и прием оплаты будет осуществляться ООО «УК «Паритет». Во исполнение решения общего собрания собственников дома и в соответствии с условиями договора управления, ООО «УК «Паритет» направило заявку ПАО «КЗФ» на заключение договора поставки коммунальных ресурсов - теплоносителя и тепловой энергии в целях оказания коммунальных услуг, которая оставлена без удовлетворения. Рассмотрев материалы проверки, антимонопольный орган вынес ПАО «КЗФ» предупреждение № 1 от 24.01.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Постановление № А33-26500/16 от 03.08.2017 АС Восточно-Сибирского округа
с нарушением требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил № 354 с применением в расчетах нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов. Отказывая обществу в удовлетворении требований о признании пункта 1 предписания недействительным, суды двух инстанций исходили из того, что в пункте 1 предписания от 05.09.2016 №4201-Ж службой приведены обстоятельства данного нарушения в соответствии с актом проверки, предписано в срок до 12.12.2016 устранить нарушение и производить начисление платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, используя в расчетах объемы потребления коммунальных услуг, определенные исходя из «базовых» нормативов, установленных постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 № 370-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края» и Законом Красноярского края от 24.12.2009 №
Постановление № А03-12474/2022 от 12.10.2023 АС Западно-Сибирского округа
(далее – МКД), расположенного по адресу: <...> (далее – объект компании). Решением от 17.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 08.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в иске отказано. Компания обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В кассационной жалобе заявитель указал, что конструкция тепловых сетей свидетельствует о невозможности потребления тепловой энергии в объеме, необходимом для отопления; начисление платы за коммунальные услуги возможно лишь в случае их фактического оказания потребителям и, поскольку услуга по отоплению летом 2020 года гражданам не оказывалась, компания не имеет права требовать за нее оплату; в качестве подтверждения доводов о существенном завышении объема, предъявленного к оплате, истцом представлены сведения о показаниях общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) за иные летние периоды; действующее законодательство не предусматривает начисление платы за тепловую энергию (при отсутствии ОДПУ тепловой энергии) суммарно исходя из норматива и
Постановление № А66-245/16 от 26.10.2017 АС Северо-Западного округа
с пунктами 1 и 2 предписания Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций пришли к выводу о законности пунктов 1 и 2 предписания Инспекции, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 осуществления деятельности по управлению начисление платы за коммунальные услуги производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) законодательство обязывает осуществлять расчеты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13). В части 1
Постановление № 17АП-8503/2023-ГК от 05.09.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска. В остальной части иска отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения исковых требований, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в период с октября 2022 г. по ноябрь 2022 г. объект, расположенный по адресу: <...>, не был распределен, в связи с чем, в нем никто не проживал. Начисление платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в период отсутствия в помещении нанимателя, не правомерно. Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения. В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил жалобу удовлетворить, оспариваемое решение отменить. Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в
Решение № 2-1159/19ПРИ от 17.05.2019 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
ремонт, домофон, содержание прибора учета, проверка вентканалов, ОДН ЖУ электрическая энергия, ОДН ЖУ холодная вода, ОДН ЖУ горячая вода, ОДН ЖУ стоки воды за жилое помещение по адресу: <адрес> ФИО1 из расчета 1/2 доли с выдачей отдельных платежных документов, ФИО2 из расчета 1/2 доли с выдачей отдельных платежных документов, производить начисление платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение ФИО2 в полном объеме с выдачей отдельных платежных документов. ПАО «ТНС энерго Ярославль» производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес> ФИО2 в полном объеме с выдачей отдельных платежных документов. АО «Ярославльводоканал» производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес> ФИО2 в полном объеме с выдачей отдельных платежных документов. ООО «Хартия» производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес> ФИО2 из расчета ? доли, ФИО1 из расчета ? доли с выдачей отдельных платежных документов. Региональный фонд содействия капитальному ремонту
Решение № 2-154/20 от 10.06.2020 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
многоквартирных домов Ярославской области об определении порядка оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, установил: Истец обратился в суд с иском к ответчикам (л.д. 50 – 51 т. 2) об обязании ООО «УФР» производить начисления платы за содержание и ремонт, коммунальные услуги за жилое помещение по адресу <адрес> истцу из расчета 205/828 доли, ответчику ФИО3 из расчета 205/828 доли с выдачей отдельных платежных документов, обязании ПАО "ТНС энерго Ярославль" производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес> исходя из количества зарегистрированных граждан в квартире - истцу из расчета на 1 человека, ответчику из расчета на 1 человека с выдачей отдельных платежных документов, обязании АО "Ярославльводоканал" производить начисление платы за коммунальные услуги исходя из количества зарегистрированных граждан в квартире - истцу из расчета на 1 человека, ответчику из расчета на 1 человека с выдачей отдельных платежных документов, Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов
Решение № 2-495/2018 от 30.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)
основании доверенности б/н от 18 ноября 2017 года, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр», в лице представителя ФИО6, действующего по доверенности № 21 от 15 сентября 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания «Юго-Западная» об обязании зачесть в счет бедующих коммунальных платежей суммы за неправильное начисление платы за коммунальные услуги по газоснабжению и штрафа, установил: ФИО1 обратился в суд с иском к ООО Городской управляющей компании «Юго-Западная» об обязании зачесть в счет бедующих коммунальных платежей суммы за неправильное начисление платы за коммунальные услуги по газоснабжению, штрафа и взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска указав, что решением суда Ленинского района г. Саранска от 15 марта 2016 года по делу № 2-611/2016, которое вступило в законную силу 25 апреля 2016 года, по иску
Решение № 2-2253/19 от 10.09.2019 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
домофон, содержание прибора учета, проверка вентканалов, ОДН ЖУ электрическая энергия, ОДН ЖУ холодная вода, ОДН ЖУ горячая вода, ОДН ЖУ стоки воды за жилое помещение по адресу: <адрес> комн.НОМЕР ФИО1 из расчета 1/2 доли с выдачей отдельных платежных документов, ФИО2 из расчета 1/2 доли с выдачей отдельных платежных документов, производить начисление платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение ФИО2 в полном объеме с выдачей отдельных платежных документов. ПАО «ТНС энерго Ярославль» производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: г<адрес> ФИО2 в полном объеме с выдачей отдельных платежных документов. АО «Ярославльводоканал» производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес> комн. НОМЕР ФИО2 в полном объеме с выдачей отдельных платежных документов. ООО «Хартия» производить начисление платы за коммунальные услуги за жилое помещение по адресу: <адрес> комн. НОМЕР из расчета 1 человек с выдачей платежного документа ФИО2 Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов