ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Налоговые льготы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-24673 от 20.04.2022 Верховного Суда РФ
к налоговой ответственности в виде 1 632 916 рублей штрафа, суды руководствовались положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Между тем судами не учтено следующее. Законодательством о налогах и сборах допускается установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований (подпункт 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса). По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота, и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и, одновременно, обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики,
Определение № 310-ЭС21-11695 от 17.11.2021 Верховного Суда РФ
по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса допускается установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований. По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота, и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и, одновременно, обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. (определения Судебной коллегии по экономическим спорам
Определение № 305-ЭС23-5316 от 06.09.2023 Верховного Суда РФ
уплаты НДС с выплатой процентов. Между тем судами не учтено следующее. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований. По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. (определения Судебной коллегии по экономическим спорам
Определение № А57-22856/2021 от 18.10.2023 Верховного Суда РФ
всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса допускается установление льгот по налогам и сборам – предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантируется право налогоплательщиков использовать налоговые льготы при наличии оснований. По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки отдельных категорий субъектов экономического оборота (государственной помощи) и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. В связи с этим законодательно установленный
Постановление № 17АП-473/2015 от 24.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
93 Кодекса, инспекция вправе истребовать необходимые для проверки документы. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено Кодексом. Пункт 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право при проведении камеральных налоговых проверок истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы , документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Таким образом, налоговые льготы неразрывно связаны с субъектом их получения, они ориентированы на определенные виды юридических
Постановление № А50-17161/14 от 08.06.2015 АС Уральского округа
инспекция вправе истребовать необходимые для проверки документы. При этом в соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено НК РФ. Пункт 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право при проведении камеральных налоговых проверок истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы , документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. На основании п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Судами верно определено, что налоговые льготы неразрывно связаны с субъектом их получения, они ориентированы на
Постановление № 17АП-8032/2022-АК от 03.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Закона № 43-03. По мнению Правительства, на баланс должно быть поставлено именно имущество, созданное в пределах срока реализации приоритетного инвестиционного проекта, т.е. имущество, созданное в период с 2013 по 2016 год, введение обществом в эксплуатацию и поставка на баланс в качестве основных средств объектов в 2018 году осуществлено с четырехлетним и двухлетним опозданием, т.е. за пределами окончания срока реализации приоритетного инвестиционного проекта. Таким образом, в 2021 году завершился пятилетний налоговый период, на который предоставляются налоговые льготы , предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Закона № 42-03 и подпунктом 11 пункта 2 статьи 3 Закона № 35-03, в отношении имущества, созданного при реализации приоритетного инвестиционного проекта с 2013 по 2016 год. Установленный пятилетний срок не является диспозитивным в том смысле, в котором такой срок является акцессорным сроком, действующим автоматически с даты постановки на баланс имущества, созданного в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта. Принимая оспариваемый правовой акт, Правительство Свердловской области обоснованно
Постановление № А56-37722/14 от 29.06.2015 АС Северо-Западного округа
В проверяемый период Общество применяло инвестиционную налоговую льготу, предусмотренную Законом № 263-ОЗ. Статьей 372 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что налог на имущество устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налог на имущество на территории Калужской области введен Законом № 263-ОЗ, который также установил ставку налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания их использования. Подпунктами 9, 10 пункта 1 статьи 3 Закона N 263-ОЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2010) налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество установлены для налогоплательщиков, чья деятельность связана с реализацией инвестиционных проектов, в том числе: - инвесторов, заключивших
Решение № 3-52/2009 от 20.11.2009 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
2008 года № 23-01/1112 - И, Правительства Оренбургской области Трофимова Д.Ю., доверенность от 13 мая 2009 года № 01/13 -202, представителя Счетной палаты Оренбургской области Зубовой С.В., доверенность от 19 ноября 2009 года № 33-15/742, рассмотрев 20 ноября 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению положений статьи 9 в части распространения полномочий Счетной палаты области на субъектов, имеющих предоставленные налоговые льготы закона Оренбургской области от 06 марта 1998 года № 257/77-ОЗ «О счетной палате Оренбургской области», у с т а н о в и л Первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению положений статьи 9 в части распространения полномочий Счетной палаты области на субъектов, имеющих предоставленные налоговые льготы закона Оренбургской области от 06 марта 1998 года № 257/77-ОЗ «О счетной палате Оренбургской области». В обоснование
Решение № 3-287/2014 от 10.12.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)
могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьями 1, 3, 56, 356 Налогового кодекса Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с названным Кодексом. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах
Решение № 3А-853/17 от 20.02.2018 Московского областного суда (Московская область)
в собственность пайщиков, учитываются на 08 счете «Вложения в необоротные активы» и, соответственно, к основным средствам не относятся. Таким образом, ЖСК не может являться плательщиком налога на имущество, в связи с чем у него отсутствуют основания для уплаты налога на имущество организаций. Ранее, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» Товарищества собственников жилья имел налоговые льготы и освобождены от уплаты налога на имущество организаций. При этом пунктом 3 указанной статьи Жилищно-строительные кооперативы были вправе применять налоговые льготы, установленные в пункте 2 настоящей статьи, в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года. В соседнем регионе, а именно в городе Москве, в соответствии с пунктом 11 статьи 4 Закона г. Москвы № 64 от 05 ноября 2003 «О налоге на имущество организаций» ЖСК освобождены от уплаты налога на
Решение № 2А-1057/20 от 10.06.2020 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)
в размере 128,60 рублей, транспортный налог с физических лиц в размере 61 рубль, всего к взысканию 9 310,60 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно представленным сведениям Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области за налогоплательщиком - ответчиком по делу, зарегистрированы два транспортных средства: автомашина марки SKODA OCTAVIA регистрационный номер * ТМЗ35951 регистрационный номер *. Транспортный налог начислен на второе транспортное средство в размере 61 рубль, на первое транспортное средство предоставлены налоговые льготы . Налог на имущество физических лиц рассчитан на имущество налогоплательщика Кузнецова В.В. – иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>. В отношении гаража, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер *, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлены налоговые льготы. Налоговое уведомление № * об уплате налога в сумме 61 рубль и 9121 рубль, со сроком уплаты не позднее дата было направлено налогоплательщику по его месту жительства. В связи с неуплатой налога в установленный