ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Недоступность тарифов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФАС России от 22.03.2018 N ВК/19229/18 "О порядке согласования антимонопольным органом изменения условий концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем"
регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером. Отмечаем, что согласно Правилам N 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и орган местного самоуправления не вправе отказать в согласовании и утверждении инвестиционной программы в случае недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей, если отказ приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением. Вместе с тем, в соответствии с Правилами N 410 основанием для отказа в утверждении инвестиционной программы и направления ее на доработку является превышение суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов, осуществленных на реализацию мероприятий, включенных в инвестиционные программы регулируемой организации, утвержденные с момента
Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"
и снижает рекреационную привлекательность водоемов. При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры. Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов . Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов. Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает
Постановление № 03АП-4651/2015 от 08.09.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
программы заявителя; - отказ в предоставлении государственной услуги. Юридическим фактом, которым заканчивается предоставление государственной услуги, является принятие Министерством приказа об утверждении инвестиционной программы заявителя либо направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги (пункт 8). В пункте 19 Регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: -направление заявителем инвестиционной программы в министерство по истечении срока, установленного в пункте 11 административного регламента; -отказ органа местного самоуправления в согласовании инвестиционной программы; - недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением); -превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере
Постановление № А74-580/2021 от 24.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, закрепленному в пункте 5 части 1 статьи 3 Закона № 190-ФЗ, а также принципу обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, установленному в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ. Пунктом 30 правил № 410 предусмотрены следующие основания для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку: а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением); б) превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в
Постановление № 13АП-8441/2022 от 31.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
о достижении либо недостижении значений показателей энергетической эффективности в результате реализации Проекта Инвестиционной программы, Комитет по тарифам обоснованно указал на необходимость исключения из представленного Обществом Проекта Инвестиционной программы мероприятий со сроком начала реализации с 2026 года (пункт 2 письма Комитет по тарифам от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1) Согласно подпункту «а» пункта 30 Правил № 410 основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку являются: - недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением); В рассматриваемом случае, учитывая необходимости корректировки перечня мероприятий Проекта Инвестиционной программы с учетом пунктов 1 и 2 письма от 09.06.2021 № 01-14-833/21-1-1, Комитет по тарифам обоснованно указал на то, что определение Комитетом по тарифам доступности тарифов ЗАО «Тепломагистраль» по результатам реализации
Постановление № А06-6186/15 от 28.06.2016 АС Астраханской области
необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил. Согласно Правилам Министерство ЖКХ Астраханской области рассмотрело инвестиционную программу ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» и утвердило ее распоряжением от 10.04.2015 № 25-р «Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» на 2016-2018 годы». Вместе с тем, согласно подпукту «а» пункта 30 Правил основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку является, в том числе: - недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением). В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные
Постановление № 08АП-8708/20 от 22.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда
суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель полагает, что РЭК Омской области не наделено полномочиями по согласованию инвестиционных программ, установленными пунктом 37 Правил № 410, требования к содержанию отказа в согласовании инвестиционной программы не распространяются на РЭК Омской области. По мнению апеллянта, положений, предписывающих регулирующим органам при отказе в утверждении инвестиционной программы и направлении ее на доработку составлять расчеты определенной формы, содержащие показатели конкретных статей затрат, влекущих недоступность тарифов для потребителей, Правила № 410 не содержат. Как указывает податель жалобы, тарифная динамика превышает ограничения в отношении платы граждан за коммунальные услуги; финансирование предлагаемого заявителем мероприятия инвестиционной программы за счет льготного тарифа на тепловую энергию означает, что затраты на реализацию инвестиционной программы автоматически возлагаются на областной бюджет. В письменном отзыве АО «ТГК № 11» просит оставить апелляционную жалобу РЭК Омской области без удовлетворения. Не согласившись с принятым судебным актом, АО «ТГК № 11» обратилось
Решение № 2А-4900/18МОТИВИ от 19.10.2018 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
прочие источники. Из смысла части 6 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» следует, что ответственность за определение (не определение) иных источников финансирования инвестиционной программы возлагается на соответствующие органы местного самоуправления. В части указания органов государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в определении иных источников финансирования, а также порядка проведения такой процедуры, закон конкретных предписаний не содержит. Полагает, что для обеспечения возможности утверждения и реализации проекта инвестиционной программы, учитывая недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, необходимо внести изменения в части сроков и мероприятий инвестиционной программы в постановление администрации г. Мурманска от 02.09.2014 № 2851, которым утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы, а также обеспечить софинансирование из местного бюджета мероприятий, направленных на исполнение решения суда по делу №2-2828/2011. По мнению административного ответчика, администрация г. Мурманска единственным иным источником финансирования инвестиционной программы ГОУП «Мурманскводоканал» считает средства областного бюджета, полагая правомерным исполнение решения суда по делу №2-2828/2011
Апелляционное определение № 33А-52-2019 от 10.01.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)
территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов). Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, за исключением случая, указанного в пункте 17 настоящих Правил. Постановлением Правительства Мурманской области от 23 апреля 2014 года № 210-ПП было утверждено Положение о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, в полномочия которого входит: утверждение инвестиционной программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (пункт 2.2.2.11 Положения); осуществление координации и контроля деятельности подведомственных ему организаций, в том числе ГОУП «Мурманскводоканал» (пункт 1.2 Положения). Установлено, что
Приговор № 1-3/2021 от 12.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)
с внесением изменений в инвестиционную программу. Указано, что согласно пункту 30 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 410, одним из оснований для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта РФ инвестиционной программы и направления ее на доработку является недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей. Письмо {Номер изъят} от {Дата изъята} (том 13 л.д. 135-140) директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России (полученное по запросу следователя {Номер изъят} от {Дата изъята}) с приложением копии обращения АО { ... } от {Дата изъята} {Номер изъят}, поступившего письмом ФСТ России от {Дата изъята} {Номер изъят} по вопросу порядка утверждения инвестиционной программы теплоснабжающей организации и письма Минстроя России от {Дата изъята} {Номер изъят}, с ответом на указанное обращение. Сведения