ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Неорганизованный сброс ливневых сточных вод - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А35-9594/13 от 12.03.2014 АС Курской области
представляется форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», что является нарушением п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приказа Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»; - не предоставляется ежеквартальный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и неорганизованного сброса ливневых сточных вод и содержащиеся в расчетах платы и приложениях к ним сведения о движении отходов, образованных в отчетном периоде, что является нарушением приказа Росмтехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Так как установленные в ходе проверки факты являются нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в
Постановление № А44-4812/19 от 17.09.2020 АС Новгородской области
стоки и куда в таком случае они поступают, экспертом не указано. При этом, в ходе судебного разбирательства эксперт, предположив, что с большей части площади земельного участка предпринимателя неорганизованный сброс поверхностных сточных вод стекает по естественному уклону местности, испаряется, либо просачивается в грунт. Вместе с тем, эксперт не смог конкретно пояснить, куда попадают поверхностные воды, если сток не попадает в сети Предприятия, предположив, что неорганизованный сброс поверхностных сточных вод стекает по естественному уклону местности, испаряется, либо просачивается в грунт. Однако при отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом. Также согласно пункту 3 Методических указаний № 639/пр атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения. То есть речь идет именно о канализационных сетях, а не только о канализационных колодцах. При этом, ответчик также не доказал, какой объем поверхностных сточных вод в связи с наклоном территории стекает за границы его участка. Также в заключении экспертом не был
Постановление № А55-21883/2022 от 15.08.2023 АС Поволжского округа
редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих правил; - с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; - расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где: К
Постановление № А42-1006/2022 от 11.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности. Таким образом, исходя из принципа буквального толкования указанных выше нормативно правовых актов и разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Истец вправе произвести расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по приведенной в пункте
Постановление № 03АП-2993/2022 от 30.06.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 м³ в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 м³ в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных («вредных») видов деятельности. При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному начисление платы за НВЦСВ и за НССВ не зависит от отбора проб и установления факта наличия в сточных водах загрязняющих веществ. Начисление указанных платежей с учетом действующего в спорный период правового регулирования осуществляется в упрощенном порядке.
Решение № 2-539/2013 от 30.08.2013 Обоянского районного суда (Курская область)
государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 1.1 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 29 декабря 1998 года, под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций) В соответствии с п.3.23 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» сброс поверхностных сточных вод с территорий промышленных предприятий без очистки не допускается. Организованное отведение поверхностных сточных вод производится только через выпуски, ливнеотводы и ливнеспуски. Для предотвращения подтопления территорий и загрязнения водных объектов на территории <адрес> должна быть организована водоотводящая система поверхностного стока.
Решение № 2-494/2013 от 13.03.2013 Бугульминского городского суда (Республика Татарстан)
и истца следует, что для надлежащей организации ответчиком сбора ливневых и талых следует утвердить корректировку действующего проекта организации ливневой канализации, а если срок действия такого проекта прошел – следует разработать и утвердить новый проект; обеспечение организованного стока воды со всей территории промплощадки исключает необходимость получения разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Суд считает, что у ответчика нет никаких препятствий для обеспечения организованного стока воды со всей территории (то есть организации ливневой канализации по всему периметру промплощадки), а истребование разрешения на неорганизованный сброс является исключительной мерой; по мнению представителей Минэкологии РТ – выдача ответчику разрешения на неорганизованный сброс поверхностных сточных вод маловероятно ввиду большой концентрации в них загрязняющих веществ. При таких обстоятельствах суд находит обоснованным уточненное истцом исковое требование об обязании ответчика организовать сбор ливневых и талых вод на своей территории. В связи с особой значимостью этого мероприятия трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу
Решение № 12-190/2017 от 02.08.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)
изготовленные из водонепроницаемых материалов. Неорганизованный сброс сточных вод с земельного участка, на котором расположена производственная база ГФ «5 С РЗ» АО «ЦС «Звездочка» в морском порту Темрюк, осуществляется в водный объект (Азовское море). С вынесенным Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. он не согласен по следующим основаниям. Головной филиала «5 судоремонтный завод» вошел в состав АО «ЦС «Звездочка» в 2008г. на основании Указа Президента РФ в ходе реорганизации в форме присоединения ФГУП «5 судоремонтный завод» к ФГУП «ЦС «Звездочка». На момент присоединения ФГУП «5 судоремонтный завод» на земельном участке с кадастровым номером № принадлежавшем данному предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования, не имелось никаких причальных сооружений, не были оборудованы сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения, не была оборудована ливневая канализация и сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из
Решение № 2-2531/2021 от 16.08.2021 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)
ВКХ с применением коэффициента компенсации равного 0,5: - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. метров в сутки); - с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; - расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Таким образом, суд приходит к выводу, что законодателем презюмируется превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах от объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил №644, в связи с чем,