ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Невыполнение условий лицензии на пользование недрами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 22.07.2019 N 418 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики"
правил в сфере обращения медицинских изделий - ст. 6.28 13 Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности - ст. 6.29 14 Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - ст. 6.30 15 Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок - ст. 6.33 16 Административные правонарушения в области охраны собственности Самовольное занятие земельного участка - ст. 7.1 17 Уничтожение или повреждение специальных знаков - ст. 7.2 18 Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами , и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов - ст. 7.3 19 Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых - ст. 7.4 20 Самовольная добыча янтаря, нефрита или
Приказ Росприроднадзора от 06.09.2018 N 351 (ред. от 29.05.2019) "Об утверждении Ведомственной программы комплексной профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы"
нарушений, связанных с невыполнением условий пользования недрами участками недр. К таким нарушениям относят: невыполнение условий по началу проведения ГРР; невыполнение условий по срокам начала добычных работ; невыполнение условий по утверждению запасов полезных ископаемых; отсутствие технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых; невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей. За указанные нарушения приняты меры административного воздействия, в том числе по ст. 7.3 КоАП Российской Федерации, на сумму 276 млн. рублей (взыскано 105 млн. рублей). Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в 2016 и 2017 гг. N п/п Статья КоАП Российской Федерации Кол-во в 2016 Кол-во в 2017 1 ч. 1 ст. 7.3 - Пользование недрами без лицензии на пользование недрами 468 616 2 ч. 2 ст. 7.3 - Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического
Определение № 09АП-6856/2021 от 01.11.2021 Верховного Суда РФ
№ СА-04-56/2-Д. Агентством 25.03.2020 издан приказ № 124 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01663 ТЭ», несогласие с которым послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе результаты внеплановой документарной проверки общества, суды, признав подтвержденным факт невыполнения обществом условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01663 ТЭ, а также невыполнение обществом ранее выданное уведомления агентства, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами , внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009
Определение № А70-15210/20 от 29.10.2021 Верховного Суда РФ
вопроса установлено невыполнение обществом в течение длительного времени требований об устранении нарушений, содержащихся в уведомлении, отсутствие доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих обществу надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. Поскольку в течение установленного срока нарушения не были устранены обществом, приказом департамента от 01.09.2020 № 0887-ОД досрочно прекращена лицензия ТЮМ 80385 ТЭ от 20.08.2015. Несогласие с приказом послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», суды, установив факт существенного нарушения обществом условий лицензии ТЮМ 80385 ТЭ и технического проекта, невыполнение обществом требований об устранении нарушений, содержащихся в уведомлении, пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ о прекращении права пользования участком недр соответствует нормам
Определение № 04АП-6272/19 от 07.07.2020 Верховного Суда РФ
акты оставлены без изменения. Административный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, считая их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. При изучении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения жалобы не установлено. Как следует из судебных актов, обществу вменяется невыполнение условий пункта 5.2 лицензии, а именно: невыполнение определенных проектом работ по разработке технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций с подсчетом (перерасчетом) запасов месторождения. Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», суды пришли к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса
Решение № А21-16456/19 от 04.03.2020 АС Калининградской области
статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части назначения наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. и замены его на предупреждение. В дальнейшем, 19.02.2020, заявитель в письменном виде уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление Министерства. В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что невыполнение условий лицензии на пользование недрами вызвано невозможностью оформления земельного отвода и перевода в установленном порядке земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности. Дополнительно указал на то, что Общество в 2018 году признано банкротом, что также свидетельствует о невозможности добычи ПГМ и выполнения условий лицензии. В части несвоевременного представления отчетности ссылается на малозначительность правонарушения. Представитель Министерства просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что заявитель не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению существенных условий, предусмотренных
Постановление № 02АП-2354/2014 от 19.05.2014 Второго арбитражного апелляционного суда
или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10). Из пункта 4 части 1 статьи 23 Закона о недрах следует, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Факт нарушения перечисленных в обжалуемом постановлении требований Закона о недрах, выразившийся в невыполнении условий лицензий на пользование недрами КИР 01265 ВЭ, КИР 01260 ВЭ, КИР 01230 ВЭ, КИР 01255 ВЭ, КИР 01233 ВЭ, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 28.10.2013, в протоколе об административном правонарушении от 30.10.2013 и не оспаривается Предприятием. С учетом изложенного событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя имеет место. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у
Постановление № А47-4771/14 от 02.03.2015 АС Уральского округа
соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Из положений ст. 20 этого закона следует, что неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, являются самостоятельными основаниями, которые могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии на пользование недрами , без фактического пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 Кодекса. Таким образом, привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, возможно только при фактическом пользовании недрами. С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях (бездействиях) ООО «Веселовское» состава вмененного административного правонарушения. Кроме того, суды установили, что постановление № 02234/2014 от 27.03.2014 о привлечении к административной ответственности
Постановление № А26-6535/16 от 09.02.2017 АС Республики Карелия
22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией. Частью 2 статьи 7.3 КАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии на пользование недрами , без фактического пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена вышеуказанной нормой Кодекса. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами, а не наличия такого права. Именно такая правовая позиция о применении части 2 статьи 7.3 КоАП РФ изложена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2015 № 302-АД15-7515, от 09.06.2015 № 303-АД14-8431, от 07.10.2015 № 302-АД15-11840, от
Решение № 12-3 от 27.01.2011 Курганинского районного суда (Краснодарский край)
предусмотренных лицензией на пользование недрами и /или/ требований утвержденного в установленном порядке технического проекта для должностных лиц в виде штрафа в размере от 20000 до 40000 тысяч рублей. Согласно протокола об административном правонарушении /л.д.9-11/, в котором ФИО1 признавал свою вину, что подтверждается его собственноручным объяснением, обжалуемого постановления /л.д.7-8/, в котором действительно не указана часть ст. 7.3 КоАП РФ, актом проверки /л.д.12-19/, ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей за невыполнение условий лицензии на пользование недрами , данное наказание не является максимально строгим для должностных лиц по санкциям обоих частей ст. 7.3 КоАП РФ, назначено в рамках размеров штрафов как ч. 1, так и ч. 2 указанной части. Таким образом, суд приходит к выводу, что главный специалист - эксперт отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования /Росприроднадзор/ по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3 при вынесении постановления о назначении ФИО1 наказания обоснованно пришла к
Решение № 12-92/2021 от 15.11.2021 Ишимского городского суда (Тюменская область)
обязан осуществлять мониторинг подземных вод, для чего проводить систематическое наблюдение, в том числе за водоотводом (ежедневно) по формам 1.1, 1.2, 1.5 Приложения к порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора водных ресурсов по приказу Министерства природных ресурсов России № 903 от 09.11.2020. Согласно представленным журналам учета водопотребления средствами измерений установлено, что наблюдение за водоотбором на скважинах № 1 и № 2 осуществляется ежемесячно, что не соответствует п.1.3.8 условий лицензии. Невыполнение условий лицензии на пользование недрами является нарушением п.10 ч.2 ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах». В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения. Так, в данном постановлении отсутствует указание на то, что ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, также отсутствует статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность ФИО1 за совершение административного правонарушения. Допущенные
Решение № 7-63/20 от 17.03.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Из представленного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия административного дела по факту невыполнения условий лицензии на пользование недрами №В-27.22/11-2019 следует, что сопроводительным письмом №03-06/1975 от 25 декабря 2019 г. копия обжалуемого постановления должностного лица направлена ФИО1 по месту его работы и месту регистрации 25 декабря 2019 г., получена ООО «ЕвроСибОйл» 8 января 2020 г., что подтверждается данными внутрироссийского почтового идентификатора (№ 35800042049717), размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru, а также уведомлением о вручении почтового отправления № 35800042049717 (л.д. 188). Сведений о получении ФИО1 оспариваемого постановления должностного лица по
Решение № 7-65/20 от 18.03.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)
начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Из представленного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия административного дела по факту невыполнения условий лицензии на пользование недрами №В-27.24/11-2019 следует, что сопроводительным письмом №03-06/1975 от 25 декабря 2019 г. копия обжалуемого постановления должностного лица направлена ФИО1 по месту его работы и месту регистрации 25 декабря 2019 г., получена ООО «ЕвроСибОйл» 8 января 2020 г., что подтверждается данными внутрироссийского почтового идентификатора (№ 35800042049717), размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru, а также уведомлением о вручении почтового отправления № 35800042049717 (л.д. 183). Сведений о получении ФИО1 оспариваемого постановления должностного лица по