доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме ( ), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативовпотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению в жилыхпомещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов)), нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам
по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1: , где: - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения; - нормативпотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению в жиломпомещении , установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306; К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил; - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 10.09.2013 N 795. (см. текст в предыдущей редакции) Утверждены постановлением Правительства Российской
источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потреблениякоммунальныхуслуг по отоплению, вопреки утверждениям заявителей в апелляционных жалобах, действующее законодательство не предусматривает. Ссылка в апелляционных жалобах на то, что пункт 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, а также перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилыхпомещений в многоквартирных домах, не содержат запрета на использование электрообогрева, поэтому Правительство Российской Федерации должно было урегулировать возможность определения раздельного норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении, не опровергает вывод суда о законности оспариваемого положения Правил, поскольку
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации; NТ - нормативпотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению. Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации. Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, в то время как полномочия
тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из нормативапотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232) (см. текст
договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике» (далее – Постановление № 554), суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу об обоснованности иска в части. Проверив правильность представленных сторонами расчетов среднемесячного объема потребления тепловой энергии за спорный период многоквартирными домами, не оборудованными приборами учета, суды признали предложенный компанией порядок расчета объемов потребления тепловой энергии (исходя из норматива потребления, установленного
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 554), суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу об обоснованности иска в части. Проверив правильность представленных сторонами расчетов среднемесячного объема потребления тепловой энергии многоквартирными домами, не оборудованными приборами учета, суды признали предложенный компанией порядок расчета объемов потребления тепловой энергии (исходя из норматива потребления, установленного приложением № 1
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 44-АПА19-5 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 10 апреля 2019 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Александрова В.Н., судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н. при секретаре Дарькине АО. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017 г. № СЭД-46-09-24-4 «Об утверждении нормативовпотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению в жилыхпомещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Зелененко И.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене
договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативовпотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению в жилыхпомещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике» (далее - Постановление № 554), суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу об обоснованности иска в части. Суды признали правомерными возражения ответчика, исключив из расчета заявленных истцом требований задолженность в отношении многоквартирных домов (далее - МКД) № 36 по ул. Труда, за период февраль 2018 года; № 7 по ул. Молодежная,
в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Большак Татьяны Александровны, Друговой Людмилы Иосифовны, Ивановой Татьяны Ивановны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны, Перовой Нины Антоновны и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» о признании не действующим в части постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 г. № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативовпотреблениякоммунальнойуслуги по отоплению в жилыхпомещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» по апелляционной жалобе Большак Татьяны Александровны, Ивановой Татьяны Ивановны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны, Перовой Нины Антоновны и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» на решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН., объяснения Перовой Н.А. и представителя административных истцов Ефимова Д. А., поддержавших доводы апелляционной
с указанного времени ОПУ является расчетным. Указание заявителя на необходимость применить в расчетах показания ОПУ за период, предшествующий его вводу в эксплуатацию (март ‒ сентябрь 2016 года) основано на неверном понимании действующего законодательства, определяющего порядок допуска прибора учета в эксплуатацию (Правила № 1034) и Правил № 354. Товарищество также не согласно с выставлением платы в летние месяцы (межотопительный сезон), в отсутствие фактической поставки ресурса. Правилами № 306 установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами № 354 (пункт 26). Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по формулам 5, 18. Судами установлено, что на территории города Кинешмы в исковой период действовал норматив,
водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В пункте 26 упомянутых Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг. В пункте 29 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в
площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах. Согласно подпункту «д» пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), при определении нормативов потребления в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по формуле 5, указанной в пункте 3 приложения № 1 к Правилам № 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344). Составляющими показателями данной формулы являются суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета
установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию установлены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила № 306). Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 12 Правил № 306). Согласно пункту 26 Правил № 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг. Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг, установленные для домов, обладающих определенными конструктивными и техническими параметрами, а также определенной степенью благоустройства (характеризуемой, в том числе, наличием централизованной системы отопления, энергопринимающих устройств), не могут применяться в отношении помещений многоквартирного дома, изначально не обладающих данными характеристиками, в частности, не оборудованных
(опубликован 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф). 5 июня 2020 года акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал») посредством представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой с указанным административным исковым заявлением, уточненным 25 августа 2020 года, о признании не действующим со дня принятия пункта 14.3 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209, устанавливающего норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского поселения «Новочарское» в размере 0,0373 Гкал/кв.метр. Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям пунктов 4, 9-11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306), поскольку административным ответчиком установлен единый норматив потребления коммунальной услуги
форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования. Приложением № № к приказу Департамента по тарифам Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области, определенные с применением метода аналогов. В частности в строке 2 столбца 2 указанного приложения установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Новосибирской области для двухэтажных многоквартирных и жилых домов после № года постройки, со стенами из камня и кирпича - № Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц. Проверяя приложение № № в оспариваемой части на соответствие его требованиям федерального законодательства суд приходит к следующему. В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
следует вывод, что использование расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг носит исключительный характер, выбор этого метода не является произвольным и должен подтверждаться доказательствами невозможности использования аналогового метода, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов. Судом установлено, что приказом департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 28 ноября 2013 года № 85 на территории Калтанского городского округа установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях при отсутствии приборов учета для 3-4-этажных зданий постройки до 1999 года в размере 0,0316 Гкал/м2 (подпункт 1.3 пункта 1 приложения № 1 к приказу). При утверждении упомянутого норматива потребления коммунальной услуги уполномоченным органом использован расчетный метод, что подтверждается отчетом по формированию нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, по горячему и холодному водоотведению для многоквартирных домов и жилых домов поселений Калтанского городского округа Кемеровской области, подготовленный независимой аудиторской организацией ООО «Аудитюрсервис»
тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории ... на 2014 год» установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» с календарной разбивкой: с ... по ... – 1270,02 руб./Гкал (с НДС); с ... по ... – 1344,95 руб./Гкал (с НДС). В соответствии с приложением 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению ... от ... ... «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения ...» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 10-15 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки (включительно) составляет 0, 0252, а после 1999 года постройки – 0, 0110. В отопительном сезоне ... в расчетах платы за отопление для квартиры ... применялся норматив 0,0110. Корпус ... строился в две очереди. В ответе на запрос ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ... ... сообщает с приложением копий актов, что первая очередь дома (подъезды ...) возводилась в период ...