ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативная цена земли - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 127-АПА19-3 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенным до 21 марта 2014 г., Совет министров Республики Крым приводил данные правоотношения в соответствие с организацией денежного обращения на территории Республики Крым. При этом определенный в пункте 3.4 данного постановления коэффициент пересчета в рубли не превышает установленную Государственным Советом Республики Крым в Постановлении № 1854-6/14 величину. Увеличение на коэффициент перерасчета платы по договору, базой для расчета которой является нормативная цена земли , принципу экономической обоснованности определения арендной платы не противоречит, поскольку согласуется с предусмотренным пунктом 1 Постановлением № 450 соответствующим перерасчетом нормативной цены земельных участков, установленной по состоянию на 2014 г., на аналогичный коэффициент 3,8 и использованием в силу пункта 2.1 Положения нормативной цены земельного участка для целей определения размера арендной платы. Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому
Определение № 15АП-876/19 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав условия договора аренды от 03.08.2009 № 77000001460, учитывая обстоятельства, вступившего в законную силу судебного акта по делу № А32-2136/2015, суд установил, что в заявленный период отсутствовала утвержденная в установленном порядке кадастровая стоимость участка (элемент формулы расчета арендной платы); применению подлежала нормативная цена земли , что повлекло изменение (уменьшение) размера арендной платы за участок, и, поскольку общество продолжало вносить арендные платежи в первоначально согласованном в договоре размере, что привело к образованию переплаты, руководствуясь положениями статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», удовлетворил иск. Доводы заявителя являлись
Определение № А32-20797/18 от 18.02.2021 Верховного Суда РФ
№ 137-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 1,5 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; пунктом 13 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в той же редакции было предусмотрено, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли ; суды, определяя размер платы за пользование земельным участком, и соответственно, размер излишне внесенной Обществом арендной платы, не исследовали вопрос о необходимости применения нормативной цены земли, которая не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, сославшись на статьи 166, 167, 168, 1102, 1105 ГК РФ, статью 6 ВК РФ, статьи 65, 85 ЗК РФ, пункт 12 статьи 1 Градостроительного
Постановление № А12-11822/2011 от 16.05.2012 АС Поволжского округа
Волгоградской области (далее – Налоговый орган) от 23.03.2011 № 15.0690 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявление Управления мотивировано следующими обстоятельствами: кадастровая стоимость находящихся в бессрочном пользовании у Управления земельных участков не определена, отсутствие кадастровой стоимости исключает возможность начисления земельного налога, земли, расположенные под гидротехническими сооружениями, относятся к землям водного фонда, земельные участки используются под эксплуатацию судоходного канала, данные земельные участки не являются объектами земельных правоотношений, определенная Налоговым органом нормативная цена земли превышает удельный показатель кадастровой стоимости земли, земельные участки покрыты поверхностными водами. Налоговый орган в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований Управления, поскольку Управление обязано уплачивать земельный налог при пользовании земельными участками, отсутствие кадастровой стоимости земельных участков не освобождает от уплаты налога, при отсутствии кадастровой стоимости земельный налог рассчитывается из нормативной цены земли, используемые земли согласно кадастровым паспортам относятся к категории земли поселений, категория земли водного фонда земельным участкам не присваивалась, Управлением
Постановление № А19-2438/07 от 22.10.2007 АС Восточно-Сибирского округа
в состав арендной платы не включена плата за аренду земельного участка, следовательно, является плательщиком земельного налога и обязан представлять соответствующую налоговую декларацию. Суд апелляционной инстанции по тем же основаниям оставил решение суда без изменения. Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции правильными. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 № 1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли . Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Пунктом 3 статьи 5 данного Закона установлено, что собственниками земельных участков являются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков -
Постановление № А19-2437/07 от 22.10.2007 АС Восточно-Сибирского округа
в состав арендной платы не включена плата за аренду земельного участка, следовательно, является плательщиком земельного налога и обязан представлять соответствующую налоговую декларацию. Суд апелляционной инстанции по тем же основаниям оставил решение суда без изменения. Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 № 1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли . Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Пунктом 3 статьи 5 данного Закона установлено, что собственниками земельных участков являются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица., владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков -
Постановление № А46-16230/14 от 14.07.2015 АС Западно-Сибирского округа
рамках кадастровой оценки земель Омской области (в соответствии с распоряжением Правительства Омской области№ 124-рп от 18.08.2010) проведена не была; следовательно, на 01.01.2012 отсутствовали актуальные и достоверные данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной в соответствии с положениями действующего законодательства; - в рассматриваемом случае в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 установлена единственная актуальная на 01.01.2012 кадастровая стоимость – стоимость, определенная судебным актом по делу № А46- 33141/2012; - нормативная цена земли на 2012-2013 годы, установленная приказами Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2011 № 49-п, от 29.12.2012 № 78-п и рекомендованная Обществу для применения Управлением Росреестра по Омской области, более чем в три раза превышает кадастровую стоимость, установленную в отношении соответствующего участка судебным актом по делу № А46- 33141/2012 и равную рыночной, при том, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли»
Решение № 2А-35/2017 от 07.06.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
соответствие с нормами российского законодательства административный истец в установленном порядке до 1 апреля 2017 года обратился в соответствующий орган с заявлением о переоформлении договора. Земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается кадастровым паспортом №. 24 августа 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым административному истцу выдана выписка из ЕГРН № №, из которой следует, что в разделе «кадастровая стоимость земельного участка» указана нормативная цена земли в размере 12595546, 65 рублей, в графе - «реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости» указано 12 ноября 2014 года № 450, дата определения кадастровой стоимости указана - 18 октября 2016 года. 12 июля 2017 года по заказу ПКРНЛР «Дельфин» составлен отчет № 020-2017, которым определена рыночная стоимость названного земельного участка в размере 4849600 рублей. Истец считает, что нормативная цена земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, полагая, что нормативная цена земли является аналогичной
Решение № 3А-2/19 от 25.01.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
следующее. Как усматривается из материалов дела, у административного истца-Акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького» находится в пользовании на соответствующем праве тридцать один земельный участок, которые расположены в Балаклавском районе г. Севастополя в оценочных зонах №, №, №, №. Истец является плательщиком земельного налога. По обращениям административного истца, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя предоставлена информация от 17.02.2016 года (л.д. 28-49) о нормативной цене земельных участков, находящихся в пользовании административного истца, а также нормативная цена земли за один квадратный метр по запрашиваемым участкам. Административный истец не согласен с такой ценой, что и послужило обращению в суд. В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы
Решение № 3А-8/2017 от 30.03.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
Постановление № 515) недействующим в части установления нормативной цены одного квадратного метра земельного участка в зоне № 46 (в приложении №1) со дня его принятия, а также о признании указанного Постановления недействующим полностью с 01.01.2016 года. По мнению административного истца, оспариваемое Постановление в части установления нормативной цены одного квадратного метра земельного участка противоречит пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 319 от 15.03.1997 года «О порядке определения нормативной цены земли» о том, что нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, поскольку согласно Отчету об оценке и определении рыночной стоимости земельного участка площадью 90 692 кв.м., расположенного в г. Севастополе по <адрес>, рыночная цена одного квадратного метра на 01.01.2015 года составляет 2 172,98 рублей, и меньше нормативной цены участка более чем в 4 раза. Кроме того, оспариваемое Постановление № 515 подлежит признанию недействующим полностью с 01.01.2016 года ввиду его несоответствия
Решение № 2-2966/13 от 18.07.2013 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
деятельности в Российской Федерации» по цене, установленной в размере его рыночной стоимости. Суд находит данные действия незаконными, противоречащими нормам действующего земельного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему кодексу. Плата за землю регулировалась Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О плате за землю», ст. 1 которого устанавливала что для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли . Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утратил силу, за исключением статьи 25, согласно которой нормативная цена земли-показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса РФ в случаях, если не определена