ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативный правовой акт это - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 19-КАД20-7 от 20.04.2021 Верховного Суда РФ
свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества
Определение № А31-15546/18 от 02.02.2022 Верховного Суда РФ
правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела (пункт 3 постановления Пленума № 10/22). Арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной лицами, участвующими в деле (пункт 25 постановления Пленума № 46). Предъявляя иск о признании права собственности на объекты недвижимости, в том числе созданные до 1995 года, истец должен доказать, что право собственности на каждый спорный объект недвижимости возникло у него (его правопредшественника) по основаниям, предусмотренным законом, иными нормативными правовыми актами, это право подлежит судебной защите, а также фактическое владение спорным имуществом. Суды, удовлетворяя иск Общества, признали доказательством возникновения у истца права собственности на девять жилых домов инвентарные карточки учета основных средств, выписки из похозяйственных книг, а также передаточный акт 2008 года, подписанный Обществом и Кооперативом. Отклоняя довод третьих лиц о нахождении жилых домов в их длительном владении, суды исходили из того, что спорные дома были предоставлены третьим лицам (их родственникам) в связи с их
Решение № АКПИ23-464 от 30.08.2023 Верховного Суда РФ
официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) - гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами этих федеральных государственных органов, и лицами, замещающими указанные должности (подпункт «д» пункта 1). Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации № 309 руководители федеральных государственных органов либо уполномоченные ими должностные лица принимают решение об осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения № 1065 в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «д» пункта 1 данного указа. Пунктом 14 названного указа закреплено, что решения, предусмотренные пунктами 9-13 Указа Президента Российской Федерации № 309, принимаются в порядке,
Апелляционное определение № 5-АПА19-69 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Москвы, Правительством Москвы и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы представлены возражения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проанализировал положения федеральных нормативных правовых актов, на противоречие которым ссылался административный истец и правомерно указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт этим актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Положениями статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест),
Постановление № А52-3506/19 от 21.11.2019 АС Северо-Западного округа
17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616, проанализировав правовую природу, свойства и направленность регулирования оспоренного постановления Администрации, - сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Апелляционный суд отметил, что оспоренное постановление Администрации распространяет свое действие на определенный круг лиц, а именно: собственников (жильцов) помещений конкретных жилых домов, находящихся по указанным адресам, а также ООО «УК Центр города», в управление которой передаются данные жилые дома; постановление не рассчитано на неоднократное применение, поскольку применяется только в конкретном
Постановление № Ф09-4360/22 от 20.06.2022 АС Уральского округа
что и обусловило направление соответствующего заявления в арбитражный суд первой инстанции. Вместе с тем вопреки доводам заявителя кассационной жалобы суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что постановление от 18.01.2020 № 10-П является нормативным правовым актом, рассмотрение дела об оспаривании которого отнесено к компетенции суда общей юрисдикции. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.11.1997 № 17-П и от 31.03.2015 № 6-П, нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума № 50 признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного
Постановление № А21-6002/2021 от 11.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на неоднократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17.11.1997г. №17-П, от 31.03.2015г. №6-П). Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным постановление Администрации от 16.04.2021 №272, которым был установлен публичный сервитут площадью 62 кв.м для размещения объекта электросетевого хозяйства
Постановление № А21-1163/2022 от 07.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на неоднократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17.11.1997г. №17-П, от 31.03.2015г. №6-П). В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд
Решение № 2А-191/19 от 18.02.2019 Багратионовского районного суда (Калининградская область)
Губернатора, не имеющих нормативного характера, нормативных правовых актов Правительства, правовых актов Правительства, не имеющих нормативного характера, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)», обеспечивает государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр материально-технического обеспечения органов государственной власти Калининградской области» путем предоставления в Федеральную службу охраны Российской Федерации в установленном ею порядке указанных правовых актов в электронном виде для их размещения (опубликования) (п. 235 Постановления Правительства Калининградской области от 24.06.2011 N 450 «О Регламенте Правительства Калининградской области»). Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм...» Исходя из данного определения, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, в связи с чем обязанности по опубликованию на интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) графической части генерального плана, представляющей собой карты, Правительство Калининградской области, в лице его уполномоченного органа, не имело. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что права и законные
Апелляционное определение № 2А-73/2022 от 23.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события. Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком,