ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы допустимых сбросов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-539 от 11.09.2023 Верховного Суда РФ
среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (пункт 1 статьи 20 приведенного федерального закона). Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов . В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Таким образом, нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные
Определение № 15АП-13011/19 от 17.03.2020 Верховного Суда РФ
этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение независимо от даты отбора проб. Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в городскую канализацию, определены постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 02.03.2017 № 154. В соответствии с подпунктом «и» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов , лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд апелляционной инстанции
Определение № 16АП-2537/19 от 01.06.2020 Верховного Суда РФ
и следует из материалов дела, предприятие, являющееся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, производило отпуск холодной воды и прием сточных вод общества на основании заключенного сторонами договора от 28.04.2014 № 646/15/14. В соответствии с названным договором предприятие обязалось осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс, а абонент (общество) - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов , требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением ответчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11 договора). В подпунктах «в», «р», «с» пункта 12 договора определено, что предприятие обязано осуществлять производственный контроль
Определение № А43-18615/20 от 28.07.2021 Верховного Суда РФ
положениями пунктов 13, 19, 20, 25 45 Административного регламента, исходили из того, что обществом были представлены все необходимые для выдачи разрешения документы. Отклоняя довод управления о непредставлении обществом всех необходимых документов, а именно сведений о фактическом сбросе веществ, суды указали, что в подтверждение данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты в 2020 году общество представило действующий Приказ Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов от 04.12.2019 № 401 с приложением, которым утверждены нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты на срок до 04.12.2024. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что обществом, при подаче заявления о выдаче разрешения, был представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктом 20 Административного регламента., в связи с чем у управления отсутствовали основания для направления межведомственного запроса и использования данных, полученных от Верхне-Волжского бассейнового водного управления. Нормативы допустимых сбросов веществ утверждены для общества приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления от
Постановление № 17АП-11392/2015 от 12.10.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, вывод суда о применимости к спорным отношениям Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела, судом не учтены положения пункта 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644. Ответчик утверждает, что он подпадает под категорию крупных абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. В связи с этим на ОАО "САН ИнБев" согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 644 не распространяются нормы пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69, 71 Постановления Правительства Российской Федерации №167, регламентирующих нормативы по составу сточных вод и порядок внесения платы за превышение таких нормативов. Сам по себе факт отсутствия у ОАО "САН ИнБев" в спорный период утвержденных нормативов допустимых сбросов не является основанием для применения к отношениям
Постановление № А66-13654/16 от 12.09.2018 АС Северо-Западного округа
водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление № 1310), постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» (далее – Постановление № 230), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644). Как установлено судом первой инстанции, Завод в соответствии с Постановлением № 230 относится к категории абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В отношении ответчика нормативы допустимых сбросов не установлены. В соответствии с пунктом 2 постановления
Постановление № А47-8101/16 от 09.08.2017 АС Уральского округа
абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов
Решение № 3А-14/2017 от 23.03.2017 Брянского областного суда (Брянская область)
за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (вступил в силу 01 января 2013 года, за исключением отдельных положений), который регулирует особенности взимания платы с организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на водные объекты и на работу централизованной системы водоотведения и с их абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, в случае, если последними будут нарушены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения, к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, размера и порядка компенсации расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения (пункт 1 части 1 cтатьи 4, часть 10 статьи 7). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля
Решение № 21-109/19 от 13.08.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)
осуществляться в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о водоснабжении и водоотведении. Довод ООО «Акзо Нобель Коутингс» о том, что среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, поэтому с учетом ст.27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", п.1 постановления Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" в отношении Общества не распространяется постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, не может повлечь отмену обжалуемых актов. Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N416-ФЗ (действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения и утратившей силу со 1 января 2019 года) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых
Решение № 7-383/2022 от 27.06.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)
1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Объективную сторону указанного правонарушения образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») нормативы допустимых сбросов – это нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками. В силу части 1 статьи 22 Закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в
Решение № 12-378/2021 от 02.07.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)
сточных вод в централизованную систему водоотведения ООО «<данные изъяты>» с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. В соответствии со значениями за январь 2020 г. согласно Нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 15.11.2017г. №-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 05.02.2010г. №-п/1 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в системы канализации г.о. Тольятти» установлены превышения: - по никелю - 0,032 мг/л ( нормативы допустимых сбросов - 0,015 мг/дм?), что превышает допустимую концентрацию в 2,1 раза. В соответствии со значениями за февраль 2020 г. согласно Нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленным постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в системы канализации г.о. Тольятти» установлены превышения: - по меди - 0,0136 мг/л (нормативы допустимых сбросов - 0,006 мг/дм?),
Решение № 12-756/2021 от 25.11.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)
сточных вод в централизованную систему водоотведения ООО «<данные изъяты>» с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. В соответствии со значениями за январь 2020 г. согласно Нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 15.11.2017г. №-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 05.02.2010г. №-п/1 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в системы канализации г.о. Тольятти» установлены превышения: - по никелю - 0,033 мг/л ( нормативы допустимых сбросов - 0,015 мг/дм?), что превышает допустимую концентрацию в 2,2 раза; - по цинку - 0,083 мг/л (нормативы допустимых сбросов - 0,036 мг/дм?), что превышает предельно допустимую концентрацию в 2,3 раза. В соответствии со значениями за февраль 2020г. согласно Нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 15.11.2017г. №-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти от 05.02.2010г. №-п/1 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод