ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы допустимых выбросов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-539 от 11.09.2023 Верховного Суда РФ
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (пункт 1 статьи 20 приведенного федерального закона). Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов , нормативы допустимых сбросов. В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Таким образом, нормативы предельно допустимых сбросов вредных
Определение № А65-22734/2021 от 23.09.2022 Верховного Суда РФ
2 оспариваемого предписания период обществом допущено превышение установленных для объектов III категории нормативов допустимых выбросов, пришли к выводу об обоснованности исковых требований. Суды пришли к выводу о том, что поскольку законодательно вопрос о сроках действия утвержденных нормативов не урегулирован, при том, что данные нормативы утверждает само общество, то обстоятельство, что в аннотации к данному проекту указан нормируемый период (2015-2019), само по себе не свидетельствует о том, что после 01.01.2020 у общества отсутствовали утвержденные нормативы допустимых выбросов . К тому же, по мнению судов, в соответствии с приказом Филиала ОАО «Русгидро» - «Чебоксарская ГЭС» от 31.12.2019 № ЧГЭС/97-0389 ранее утвержденные нормативы допустимых выбросов действуют до утверждения новых нормативов допустимых выбросов (п.3 приказа). При таких обстоятельствах суды признали наличие у общества утвержденных нормативов допустимых выбросов в течение всего 2020 года. Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу, заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации. Основаниями для
Постановление № 81-АД20-8 от 04.09.2020 Верховного Суда РФ
водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной
Постановление № 60-АД22-3 от 22.04.2022 Верховного Суда РФ
1 этой статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2 статьи 34 указанного закона). Согласно пункту 1 статьи 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов , нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых
Постановление № А65-22734/2021 от 26.04.2022 АС Поволжского округа
признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 20.12.2016 № AOUIO0P9, филиалу общества присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду. Управление указывает, что на период с 01.01.2020 по 31.10.2020 у общества отсутствовали нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ I, II класса опасности, в связи с чем, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за выбросы таких загрязняющих веществ как бензапирен, марганец и его соединения, пром-2-ен-1-аль, медь-оксид, фториды газообразные, дигидросульфид, гидрохлорид, фториды плохорастворимые, формальдегид за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 необходимо было исчислять с применением повышающего коэффициента 25. Вместе с тем, заявитель, оспаривая данное предписание, указывает, что на вышеуказанный период действовал проект нормативов предельно допустимых выбросов
Постановление № 13АП-26592/2022 от 04.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
15.02.2022 от заинтересованного лица: не явился (извещен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26592/2022) общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2022 по делу № А56-43674/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным решения от 02.03.2022 № 07-22/4048, об обязании устранить допущенные нарушения, установить нормативы допустимых выбросов и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) по заявлению от 31.01.2022 № 13 (вх. от 01.02.2022 № 2127) установил: Общество с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» (далее – Общество, ООО «ВСГЦ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) от 02.03.2022 № 07-22/4048, об обязании Управление устранить
Постановление № 17АП-681/2024-АК от 12.02.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
учет выбросов этих загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. Настаивая на незаконности данного требования, общество со ссылкой на абзац 4 пункта 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2055 (далее – Положение № 2055), указывает, что его объекты ОНВ относятся к I категории, для которых нормативы допустимых выбросов рассчитываются только в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а перечисленные в предписании вещества (нафталин, бензол, +стирол, +кумол, +крезол) являются веществами II, III и IV класса опасности. Доводы общества не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. В силу пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия
Постановление № 16-511/2022 от 01.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ для объектов III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Как следует из материалов дела должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Федерального службы по надзору в сфере природопользования на основании приказа от 24 мая 2021 года в отношении ПАО «РусГидро» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду III категории «Производственная
Решение № 21-272/2022 от 27.06.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)
соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ определено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов . Пунктами 9, 10, 13 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 2055, определено, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов I и II