ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы противопожарного обустройства лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-ЭС21-28855 от 18.02.2022 Верховного Суда РФ
состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в отсутствие относимых и допустимых доказательств передачи истцу прав кредитора по договору №89 рассматриваемый иск подан ненадлежащим истцом. Обжалуемыми судебными актами на ответчика незаконно возлагается обязанность, не предусмотренная нормами действующего законодательства. Выполнение очистки захламленности вдоль дорог предусмотрено пунктом10 Приложения №4 к договору, однако согласно части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 №174 (далее -Приказ №174) утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете 1000 га общей площади лесов. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 №367 «Об утверждении Перечня
Определение № А78-5606/20 от 25.11.2021 Верховного Суда РФ
кассационном порядке. Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями статей 166, 168, 422, 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 53.1, 71, 72, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», установив, что договор аренды лесного участка заключен 24.12.2008 в соответствии с действующим на тот момент законодательством, между тем, Нормативы противопожарного обустройства лесов , утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 № 174 вступили в силу 09.09.2012, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку при рассмотрении требования о признании договора недействительным (ничтожным) договор подлежит оценке на предмет соответствия законам и иным правовым актам, действовавшим в момент его совершения. Также суд кассационной инстанции указал, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании обоснованными доводов ответчика о пропуске истцом срока исковой давности при
Постановление № Ф03-4351/17 от 07.11.2017 АС Дальневосточного округа
и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также установлен перечень мер противопожарного обустройства лесов. Перечень таких мер конкретизирован в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов». Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ). В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и в настоящее время они утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 № 174. Исходя из императивного характера данных норм стороны договора по своему усмотрению не могут самостоятельно определить иные нормативы (виды и объемы) мероприятий противопожарного обустройства лесов. Проанализировав условия Приложения № 6 к договору аренды от 19.01.2011, сопоставив их с видами мероприятий, предусмотренных «Нормативами в отношении эксплуатационных лесов», установленными для Приамурско-Приморского хвойно-широколиственного района, к которым
Постановление № А44-3463/2021 от 25.02.2022 АС Северо-Западного округа
доводы Общества о несоответствии договора действующему законодательству, учел приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», которым предусмотрено наличие к договору аренды приложения № 7 «Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах на арендуемом лесном участке» и то, что содержание такого приложения к рассматриваемому договору аренды не противоречит первоначальному Проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы. В таблице 2.17.3 « Нормативы противопожарного обустройства лесов » подпункта 2.17.1.12 Лесохозяйственного регламента Крестецкого лесничества (утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 01.07.2015 № 523; с учетом приказа Министерства от 09.01.2019 № 4) установлены нормативы противопожарного обустройства для лесов Крестецкого лесничества. Суды удостоверились в том, что, несмотря на изменения Лесохозяйственного регламента Крестецкого лесничества приказом Министерства от 11.11.2020 № 1196, редакция таблицы 2.17.3 «Нормативы противопожарного обустройства лесов», 2.17.3.1 и 2.17.3.2 осталась прежней. В виду того, что Общество предложило
Постановление № А28-18511/19 от 24.06.2021 АС Кировской области
(вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные меры на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами лесного участка. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» определено, что к таким мерам относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах
Постановление № А44-6479/2022 от 31.08.2023 АС Северо-Западного округа
не обжалуются. Как следует из пункта 3 Заключения, объемы по противопожарному обустройству лесов, указанные в таблице 4.2 Изменений (приложение 13) «Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)», не соответствуют пункту 3 Приказа № 174. Суды, сопоставив сведения таблицы 4.2 Изменений с показателями раздела 2.17.1.13 «Организация пожарной безопасности в лесах лесничества» и таблицы 2.37 « Нормативы противопожарного обустройства лесов » Лесохозяйственного регламента Новгородского лесничества Новгородской области, утвержденного приказом Комитета от 27.12.2012 № 1064 (с изменениями от 17.11.2021 № 1169; далее – Лесохозяйственный регламент), с учетом нормативов противопожарного обустройства, объемов и сроков исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке, установленных Приказом № 174, пришли к обоснованному выводу о законности указанного замечания и мотивированно отклонили доводы Общества об обратном. В пункте 4 Заключения указано следующее. В таблице 4.13 Изменений
Постановление № 06АП-4135/20 от 16.12.2020 АС Хабаровского края
после реорганизации последнего также в форме выделения - к обществу с ограниченной ответственностью «Изумрудный леопард». Разделом «Обеспечение пожарной безопасности в лесах» Приложения № 6 к договору аренды установлен перечень мероприятий по охране и защите лесов, объемы и сроки их исполнения. После заключения договора аренды Приказом № 174 с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий, а именно в зависимости от площади лесного участка, вида лесов (защитные, эксплуатационные) и лесного района, утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов (далее - Нормативы). Установленные разделом «Обеспечение пожарной безопасности в леса» Приложения № 6 к договору аренды перечень и объемы мероприятий не соответствуют Нормативам противопожарного обустройства лесов, утвержденным Приказом № 174. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 9 сентября 2020 года по делу № А73-7127/2020 в договор от 1 ноября 2011 года № 1053/2011 аренды лесного участка внесены изменения, раздел «Обеспечение пожарной безопасности в лесах» Приложения № 6 изложен в
Решение № 3-133/2015 от 22.07.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями» и таблицы 2.17.1.1.3 «Места расположения пожарно-химических станций на территории Ларичихинского лесничества и обслуживаемая площадь» подраздела 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов». Заявление мотивировано тем, что перечень мер противопожарного обустройства лесов исчерпывающим образом закреплен в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», а нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 в расчете на 1000 га общей площади лесов, при этом объемы установлены дифференцировано в зависимости от природно-климатической зоны, в которой находятся леса, а также целевого назначения лесов (защитные и эксплуатационные). Субъектам Российской Федерации полномочия по урегулированию вопросов об установлении перечня и объемов мер противопожарного обустройства лесов не переданы, для достижения ясности и полноты регулирования отношений уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края вправе лишь
Решение № 3-111/2015 от 26.06.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
охране, защите и воспроизводству лесов»; а также в части таблицы 2.17.1.2 «Размещение пожарно-наблюдательных вышек» подраздела 2.17.1.2 «Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов». Заявление мотивировано тем, что перечень мер противопожарного обустройства лесов исчерпывающим образом закреплен в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», а нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 в расчете на 1000 га общей площади лесов, при этом объемы установлены дифференцировано в зависимости от природно-климатической зоны, в которой находятся леса, а также целевого назначения лесов (защитные и эксплуатационные). Субъектам Российской Федерации полномочия по урегулированию вопросов об установлении перечня и объемов мер противопожарного обустройства лесов не переданы, для достижения ясности и полноты регулирования отношений уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края вправе лишь
Решение № 2А-409/20 от 07.07.2020 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)
изъяты> проверки было выдано требование № об устранении нарушений лесного законодательства, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо на лесном участке по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ выполнить противопожарные мероприятия по устройству минерализованных полос в объеме 5 километров и уходу за минерализованными полосами в объеме 5 километров. Считает данное требование по проведению противопожарных работ в указном объеме не соответствующим требованиям действующего законодательства в области противопожарной безопасности. Согласно ч. 6 ст. 53.1 ЛК РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Федерального агентству лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской