ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Объект адресации - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 13-КАД21-1 от 28.04.2021 Верховного Суда РФ
территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Согласно основным понятиям, приведенным в пунктах 1, 3 статьи 2 Закона от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЗ, под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес. Из пункта 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов следует, что под адресообразующими элементами понимаются страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; идентификационные элементы объекта адресации - номер земельного участка, типы
Определение № 304-ЭС19-15482 от 20.09.2019 Верховного Суда РФ
статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Решением от 12.04.2018 № 05-01/1806 администрация отказала обществу в присвоении адреса со ссылкой на подпункт «г» пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее – Правила № 1221). Согласно пункту 40 Правил № 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 Правил (подпункт «а»); ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе (подпункт «б»); документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации
Кассационное определение № 18-КАД21-83 от 30.03.2022 Верховного Суда РФ
материалы дела выписках из ЕГРН отсутствуют. Кроме того, имеются противоречия в адресной части местоположения земельных участков и объектов недвижимости, указанных в заявлениях ФИО1 Согласно основным понятиям, приведенным в пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ), под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации , структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; под объектом адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес. Законом
Определение № 09АП-40599/18 от 16.09.2019 Верховного Суда РФ
утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» и исходили из отсутствия у ответчика правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорный объект недвижимости. При этом суды учли, что заявителем в Управление Росреестра не была представлена проектная документация; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документы о присвоении объекту адресации адреса, а также документы, свидетельствующие о возникновении права собственности МОО Международный центр Рерихов» на здание до производства работ. Также суды приняли во внимание, что распоряжениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 1287 «О безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерациигорода Москвы, и закреплении его на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музей искусства народов Востока» недвижимое имущество: здание - объект культурного наследия
Определение № 13АП-27696/19 от 09.06.2020 Верховного Суда РФ
просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить требования, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ни одним нормативным документом не предусмотрена возможность использования слова «часть» в качестве реквизита адреса. Требования инспекции противоречат Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, и приказу Минфина России от 05.11.2015 № 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации , типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов». В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход
Постановление № А19-9774/2021 от 17.08.2023 АС Восточно-Сибирского округа
адресации» объектам адресации с кадастровыми номерами присвоены новые адреса с аннулированием прежних адресов: - 38:36:000025:8095 с адреса <...> (квартиры с 219 по 250) присвоен адрес: <...>; - 38:36:000025:474 с адреса <...> (квартиры с 251 по 276) присвоен адрес: <...>; - 38:36:000025:467 с адреса <...> (квартиры с 278 по 313) присвоен адрес: <...>; - 38:36:000025:567 с адреса <...> (квартиры с 314 по 376) присвоен адрес: <...>. Решением об уточнении сведений от 25.01.2021 № 945-71-866/21 уточнен объект адресации с кадастровым номером 38:36:000025:482 <...> (квартиры с 1 по 209). В связи с аннулированием старого адреса МКД № 58 и присвоением новых адресов объектам с кадастровыми номерами 38:36:000025:8095, 38:36:000025:474, 38:36:000025:467, 38:36:000025:567, ООО «УК «Радуга» 11.02.2021 обратилось в Службу за разъяснением осуществления действий, связанных с внесением изменений в адрес МКД, в том числе требуется ли внесение изменений в договор управления МКД, а также лицензию на управление МКД, приложив приказы Комитета от 22.01.2021 и 25.01.2021. Служба,
Постановление № А56-109258/2022 от 12.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
1221 присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27, 29 Правил № 1221. В пункте 27 Правил № 1221 предусмотрены категории лиц, которые по собственной инициативе могут обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о присвоении объекту адресации адреса, согласно которому соответствующее заявление подается собственником объекта адресации либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации : а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с пунктом 29 Правил № 1221 с заявлением вправе обратиться представители заявителя, действующие в силу полномочий, основанных на оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенности, на указании федерального закона либо на акте уполномоченного на то государственного органа, органа местного самоуправления или органа публичной власти федеральной территории. При этом, как следует из материалов
Постановление № А31-9304/2022 от 16.10.2023 АС Волго-Вятского округа
«О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об адресной системе). Согласно этому закону, адрес – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления и включающее в себя, в том числе, наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Объект адресации – объект капитального строительства, земельный участок, либо иной объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации (статья 2). Ведение государственного адресного реестра осуществляется на основе, в том числе, принципа единства правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования; обеспечения достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах (пункты 1, 2 статьи 3). Правила присвоения, изменения, аннулирования адресов,
Постановление № А60-236/2023 от 15.02.2024 АС Уральского округа
решения о строительстве объекта адресации; е) с выполнением комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, являющихся объектом адресации, которым не присвоен адрес, в том числе земельных участков, сведения о местоположении границ которых уточняются, образуемых земельных участков, а также объекты недвижимости, местоположение которых на земельном участке устанавливается или уточняется. В соответствии с пунктом 27 названных Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим вещными правами на объект адресации . На основании пунктов 9, 22, 23 Правил решение уполномоченного органа о присвоении/аннулировании адреса объекту адресации адреса должно содержать причину аннулирования адреса объекту адресации. В силу части 5 статьи 9 Закона № 443-ФЗ изменение адресов, присвоенных до дня вступления в силу правил присвоения, изменения и аннулирования адресов не требуется. Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 13.07.2017 № 564-РП на праве хозяйственного ведения за предприятием в данном Здании
Постановление № 17АП-8840/2023-АК от 27.09.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
(или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; подготовки и оформления в отношении помещения, являющегося объектом недвижимости, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении. В соответствии с пунктом 27 названных Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим вещными правами на объект адресации . Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области суда по делу № А60-22120/2022 установлено, что ни собственник, ни заявитель, обладающий правом хозяйственного ведения на объект адресации, за изменением адреса не обращались, о состоявшейся смене адреса не был уведомлен представитель собственника - МУГИСО. Фактически, смена адреса произведена без участия собственника (представителя собственника). Таким образом, на основании действий Администрации изменился адрес объекта заявителя. В результате возникла неопределенность в идентификации объекта, принимая во внимание его
Решение № 2А-1629/18 от 20.08.2018 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
- ФИО2, действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, поддержали доводы, изложенные в административном иске. Представитель административного ответчика- администрации Советского района города Новосибирска ФИО3, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, представила возражения на административный иск, приобщенные к материалам административного дела ( л.д. 21, 22). В возражениях представитель административного ответчика указала. что заявитель – ФИО1 не является собственником жилого дома либо лицом, обладающим одним из вещных прав на объект адресации , в связи с чем подготовлено решение от 04.06.2018 № 5 об отказе в присвоении объекту адресации адреса, по причине отсутствия правоустанавливающих документов на объект адресации. Представитель заинтересованного лица - мэрии города Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени его проведения. Судом установлено следующее. В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что
Решение № 2А-3157/18 от 29.11.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)
объекту индивидуального жилищного строительства, находящемуся в деревне Пущино Серпуховского района, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221 «Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов». Административный истец полагает, что отказ Администрации Серпуховского муниципального района в присвоении объекту недвижимости адреса со ссылкой на п.40 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 неправомерен, поскольку имеются все случаи и условия для присвоения адреса объекту индивидуального жилищного строительства, также полагает, что мотивировка отказа об отсутствии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на объект адресации не относится к п.п.40,41 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221. Административный истец указывает, что адрес объекту необходим для осуществления государственного кадастрового учета в числе сведений о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет, и в дальнейшем для оформления правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на объект недвижимости в случае, если в соответствии с Градостроительнымкодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта
Решение № 2А-4429/2021 от 22.12.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
определен как индивидуальным жилой дом. После регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом административный истец обратился в Администрацию Центрального административного района города Омска о присвоении адреса индивидуальному жилому дому и земельному участку, но решением от 09.09.2021 административный ответчик отказал в присвоении адреса объектам адресации, ссылаясь на подпункт «г» пункта 40 - «отсутствие случаев и условий, указанных в пунктах 5, 8-11 и 14-18» Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (подпункт «б» пункта 8), поскольку « объект адресации имеет признаки многоквартирного дома, а также числится в реестре самовольного строительства на территории города Омска». Административный истец не согласен с отказом административного ответчика в присвоении адреса объектам адресации, поскольку указанные в оспариваемом решении причины для отказа такие как «объект адресации имеет признаки многоквартирного дома, числится в реестре самовольного строительства» отсутствуют в Правилах присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, а также учитывая, что регистрация права собственности и