ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оборот земель сельскохозяйственного назначения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-КГ15-11737 от 07.12.2015 Верховного Суда РФ
, при этом сохраняя целевое использование земельного участка- для сельскохозяйственного использования. Из дословного толкования положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ не следует, что законом установлены ограничения, касающиеся только личного использования испрашиваемого к выкупу арендатором земельного участка. Запрета на приватизацию земельного участка в случае передачи его в субаренду нормами действующего законодательства не установлено. На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.(пункт 3 Земельный участок использовался за все время аренды использовался за время аренды(субаренды) в соответствии с его целевым назначением, что подтверждается расчетами арендной платы в натуральном выражении за 2011,2012,2013 годы, письмом Главы Администрации Моревского сельского поселения №02-597\14-16 от 06.08.2014,актом торгово-промышленной палаты Каневского района. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в силу пункта
Определение № А04-4008/2023 от 04.03.2024 Верховного Суда РФ
коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, протолковав условия заключенного сторонами соглашения о намерениях от 20.04.2021, правильно применив положения гражданского законодательства и законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения , пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Общества об обязания ответчика направить в уполномоченный орган извещение о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ оснований для передачи жалобы для
Определение № А79-8550/20 от 17.01.2022 Верховного Суда РФ
101-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ), Перечнем признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 (действовавшим в спорный период), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества исходя из следующего. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть продан арендатору по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка
Определение № А67-8866/2022 от 24.11.2023 Верховного Суда РФ
кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы земельного законодательства, законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения , Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что на момент обращения главы КФХ в уполномоченный орган договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения прекратил свое действие, пришли к выводу о том, что уполномоченный орган правомерно отказал в продлении данного договора аренды. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального
Определение № 310-ЭС23-29865 от 15.02.2024 Верховного Суда РФ
в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Апелляционный суд (с которым согласился суд округа), отменяя решение суда и удовлетворяя иск Администрации, исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства, правильно применил положения гражданского и земельного законодательства, а также законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения , и исходил из того, что спорный договор был заключен без предварительного информирования населения о предоставлении спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения главе КФХ, то есть с нарушением публичных процедур прав и законных интересов иных лиц, в связи с чем данный договор следует признать недействительным и применить последствия недействительности сделки. Приведенные в кассационных жалобах доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и
Постановление № 17АП-2577/2015 от 08.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Как следует из кадастрового паспорта спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 10). В силу п. 6, 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения , за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Законом № 101-ФЗ. Согласно п. 4 ст. 1 Закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными
Постановление № А39-820/14 от 13.07.2015 АС Волго-Вятского округа
земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ. Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе выделяются земли сельскохозяйственного назначения. На основании части 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ. Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется ЗК РФ и Федеральным законом № 101-ФЗ. Поименованная норма не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (пункт 7 статьи 27 ЗК РФ). В пункте 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не
Решение № 2-1991/17 от 21.08.2017 Иркутского районного суда (Иркутская область)
объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от **/**/**** № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (ст. 1 ФЗ).Согласно со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и
Постановление № 5-625/2023 от 26.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
являясь начальником отдела по развитию и сбыту продукции ЛПХ и КФХ, регулированию земельных отношений и садоводству министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, допустила нарушение порядка предоставления межбюджетных трансферов при следующих обстоятельствах. В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования в 2022 году и истекшем периоде 2023 года министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области средств областного бюджета, предусмотренных в рамках подпрограммы «Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса» государственного программы Оренбургской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» (на основании распоряжения председателя Счетной палаты Оренбургской области от ... N-р, удостоверения на право проведения контрольного мероприятия от ... N) по адресу: ..., установлены факты нарушения Министерством, как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка предоставления межбюджетных трансфертов, а именно в нарушение пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидии из областного
Апелляционное определение № 2-4124/2023 от 17.01.2024 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации». Отсюда также следует, что названные земельные участки не входят и не могут входить в территорию земель скотопрогона, поскольку они в период с 1982 по 1987 годы были исключены из территории земель скотопрогона, выделены для размещения садоводческих товариществ и в этих целях используются в течение всего этого периода и по сей день. Согласно п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется этим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статья 3 Закона Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» содержит положения о том, что земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации. В силу положений названных норм права приватизации земель