ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Общественные обсуждения и публичные слушания - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А41-54192/20 от 29.12.2021 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, учитывая, что членам СНТ не запрещается выходить из СНТ; находящиеся на территории садоводческого товарищества земельные участки могут принадлежать как членам СНТ, так и лицам, не являющимся членами СНТ, при этом лица, не являющиеся членами товарищества, имеют право пользования имуществом общего пользования товарищества на основании заключенных договоров; в рассматриваемом случае доказательств соблюдения порядка подготовки и утверждения генерального плана в части включения в состав границ населенных пунктов спорных земельных участков не представлено, общественные обсуждения и публичные слушания по указанному вопросу не проводились; при вынесении оспариваемого постановления администрацией не учтено мнение самого товарищества и его членов, которые в силу указанных законов являются в данном вопросе заинтересованными лицами; из товарищества исключены участки, расположенные в разных местах территории товарищества, в связи с чем оно перестало существовать как единый неразрывный элемент, единая территория, совокупность земельных участков членов товарищества и земель общего пользования товарищества, что противоречит положениям закона, суд, руководствуясь частью 1 статьи 198,
Апелляционное определение № 2-АПА19-5 от 05.07.2019 Верховного Суда РФ
случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. Кроме того, суд верно пришел к выводу, что на момент разработки проекта решения и принятия оспариваемого нормативного правового акта законодательством не было предусмотрено требований об обязании проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту муниципального правового акта, предусматривающего внесение изменений в Правила благоустройства муниципального образования. В муниципальном образовании «Город Вологда» в рассматриваемый период не был принят нормативный правовой акт, необходимый для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ). При таких данных является закономерным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых норм части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствии в содержании правил благоустройства территории муниципального образования город Вологда в оспариваемой части противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую
Апелляционное определение № 75-АПА19-4 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
для органов местного самоуправления только рекомендательный характер. Из системного анализа законодательства, действовавшего на момент принятия оспариваемого в части Порядка, и действующего законодательства усматривается, что требования к содержанию оповещения о проведении публичных слушаний, а также к форме и порядку его размещения предусматривают опубликование информации в официальных печатных средствах массовой информации, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания ) и не содержат требований об уведомлении заинтересованных лиц в индивидуальном (отдельном, особом) порядке. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что разделы 14 и 15 не противоречат приведенным нормам федерального законодательства. Часть 4 статьи 39 ГрК РФ, на которую ссылается в жалобе административный истец, не подлежит применению в рассматриваемом деле, поскольку регулирует порядок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или
Апелляционное определение № 127-АПА19-2 от 27.03.2019 Верховного Суда РФ
слушаниях: проект устава муниципального образования и изменений в него; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 указанного федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан. Одновременно часть 5 названной статьи предусматривает, что по перечисленным в ней вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения или публичные слушания , порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Данная норма закреплена и в статье 51 ГрК РФ. Таким образом, законодатель предусматривает возможность определения формы осуществления населением местного самоуправления не только в Уставе, но и иным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. В данном случае подпунктом 3 части 3 статьи 22 Устава (в редакции
Определение № 5-КГ19-140 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
вопросов. Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичное слушание. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года № 931-0-0, публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с
Решение № А65-35451/2022 от 15.12.2023 АС Республики Татарстан
благоустройства», а не в порядке внесения предложений по содержанию ППТ. Указанный документ (эскизный проект) не относится к документам территориального планирования и не является документом, предшествующим разработке ППТ. При этом суд соглашается с доводом заявителя о том, что в целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков по проектам генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, проектам планировки и проектам межевания территории в соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 ГрК РФ проводятся общественные обсуждения и публичные слушания . В данном случае, по подготовленному проекту ППТ по постановлению Мэра г. Казани от 02.09.2022 № 123 с 08.09.2022 по 29.09.2022 проведены публичные обсуждения, в ходе которых заявителем были представлены письменные замечания по предложенному проекту ППТ с просьбой учесть ее градостроительные намерения по строительству на земельном Участке 20- ти этажного жилого дома, в том числе и в части предусмотренного проектом ППТ проектирования в границах ее Участка дороги местного значения и установления в
Постановление № А41-54192/20 от 07.09.2021 АС Московского округа
местного самоуправления городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Суды установили, что в рассматриваемом случае доказательств соблюдения порядка подготовки и утверждения генерального плана в части включения в состав границ населенных пунктов спорных земельных участков не представлено, общественные обсуждения и публичные слушания по указанному вопросу не проводились. Суды обоснованно заключили, что при вынесении оспариваемого постановления администрацией не учтено мнение самого товарищества и его членов, которые в силу указанных законов являются в данном вопросе заинтересованными лицами. Кроме того, судами установлено, что из товарищества исключены участки, расположенные в разных местах территории товарищества, в связи с чем товарищество перестало существовать как единый неразрывный элемент, единая территория, совокупность земельных участков членов товарищества и земель общего пользования товарищества, что
Постановление № А66-11547/20 от 28.04.2021 АС Тверской области
допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию, в деле также не имеется и суду не представлено. Вместе с тем внесение соответствующих изменений в Правила ЗЗ обусловлено необходимостью учета и соблюдения интересов населения муниципального образования, участвующего в принятии решений о комплексном развитии территории посредством общественных обсуждений или публичных слушаний (статья 5.1, часть 14 статьи 31 ГрК). На момент проведения торгов и заключения 29.04.2019 договора аренды и договора комплексного освоения территории соответствующие общественные обсуждения и публичные слушания по спорному вопросу не проводились. С учетом изложенного ссылка Администрации на заключение о результатах публичных слушаний от 02.06.2020 не принимается апелляционным судом. Таким образом, поскольку при проведении на основании решения Совета депутатов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 12.03.2019 № 25, постановления Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 13.03.2019 № 61 торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды, находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым
Решение № А51-26594/18 от 15.07.2020 АС Приморского края
рассматриваемой документации, точки 108, 109, 125-145 нанесены корректно в границах территории Находкинского городского округа (Приложение № 4). Это обстоятельство, по мнению третьего лица свидетельствует о технической ошибке, не влияющей в итоге на прав и законные интересы правообладателей указанных земельных участков, поскольку возможность использования этих участков для предусмотренной оспариваемым постановлением цели исключена. Также АО «ВНХК» полагает, что для внесения в утвержденную оспариваемым постановлением документацию по планировке территории необходимо соблюдение определенной законом процедуры, включая общественные обсуждения и публичные слушания . АО «Корпорация развития Дальнего Востока» согласно представленному в материалы дела письменному отзыву с заявленным требованием также не согласилось. Как и АО «ВНХК», АО «КРДВ» (управляющая компания) указало, что документация по планировке территории линейного объекта «Строительство железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Терминал Астафьева» предусматривает размещение проектируемого линейного объекта в кадастровом квартале 25:31:010201 (территория, ограниченная улицей Макарова и улицей Астафьева в городе Находка), в кадастровом районе «25:31», относящимся к Находкинскиму городскому округу. Земельные
Решение № 3А-115/2023 от 12.09.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11 октября 2021 года № 06 назначены публичные слушания по проекту изменений в генеральный план МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Информационное сообщение о дате проведения публичных слушаний и оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в официальном печатном издании газете «Заневский вестник» от 15 октября 2021 года № 37 (540), на сайте администрации. В соответствии с п. 11.1. Положения о публичных слушаниях, общественные обсуждения и публичные слушания протоколируются. По результатам публичных слушаний составлен протокол № 04 от 01.12.2021. В соответствии с п. 11.6 Положения о публичных слушаниях, на основании протокола публичных слушаний организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. На основании протокола публичных слушаний подготовлено заключение по результатам публичных слушаний от 10 декабря 2021 года, которое опубликовано в газете «Заневский вестник» 10 декабря 2021 года № 46(549). По результатам рассмотрения документов и материалов, представленных администрацией, Правительством
Решение № 3А-116/2023 от 18.09.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11 октября 2021 года № 06 назначены публичные слушания по проекту изменений в генеральный план МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Информационное сообщение о дате проведения публичных слушаний и оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в официальном печатном издании газете «Заневский вестник» от 15 октября 2021 года № 37 (540), на сайте администрации. В соответствии с п. 11.1. Положения о публичных слушаниях, общественные обсуждения и публичные слушания протоколируются. По результатам публичных слушаний составлен протокол № 04 от 01.12.2021. В соответствии с п. 11.6 Положения о публичных слушаниях, на основании протокола публичных слушаний организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. На основании протокола публичных слушаний подготовлено заключение по результатам публичных слушаний от 10 декабря 2021 года, которое было опубликовано в газете «Заневский вестник» 10 декабря 2021 года № 46(549). По результатам рассмотрения документов и материалов, представленных администрацией,
Решение № 2А-737/18 от 23.07.2018 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)
земельных участков, не установлению границ данных земельных участков на местности, не постановке на государственный кадастровый учет и отсутствии регистрации права собственности на земельные участки, используемые под размещение данных кладбищ. Обязать администрацию муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный района утвердить заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи поселка <адрес> и в селе <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области в соответствующую категорию; провести общественные обсуждения и публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи поселка <адрес> и в селе <адрес> в соответствующую категорию; обратиться в администрацию Владимирской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков используемых под кладбища вблизи <адрес>, в соответствующую категорию; обратиться в администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район с заявлением о предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством для размещения
Решение № 2А-2242/19 от 21.10.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 Г. № 931-О-О. В соответствии со ст. 3 решения Волгоградской городской думы от 21.02.2007 №41/1011 «О принятии Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград» (с изменениями на 22 мая 2019 года), общественные обсуждения и публичные слушания проводятся в целях: реализации права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления посредством участия в публичных слушаниях; обеспечения гласности и соблюдения интересов населения Волгограда при подготовке и принятии муниципальных правовых актов Волгограда по вопросам местного значения; информирования населения Волгограда о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами местного самоуправления Волгограда; выявления общественного мнения по вопросам, выносимым на общественные обсуждения и публичные слушания; содействия взаимопониманию между органами местного самоуправления Волгограда