ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обязанность депутатов органов местного самоуправления представлять сведения о доходах - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 34-АД19-2 от 15.07.2019 Верховного Суда РФ
основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также - Закон о противодействии коррупции) учреждением, исполняющим обязанности директора которого являлось названное лицо, не направлено в администрацию города Мурманска уведомление о заключении 09.07.2018 трудового договора с М. замещавшей в названном муниципальном органе должность муниципальной службы, включенную в утвержденный решением Совета депутатов города Мурманска от 28.09.2015 № 16-248 Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
Кассационное определение № 58-КАД22-15 от 07.09.2022 Верховного Суда РФ
качестве заинтересованного лица, не предъявлялись, его процессуальный статус не изменялся. Данные обстоятельства явились основанием для изменения апелляционного определения путем изложения его резолютивной части в редакции, согласно которой на Совет депутатов возложена обязанность не прекратить полномочия депутата, как постановил суд первой инстанции, а повторно рассмотреть заявление Губернатора о применении меры ответственности к депутату Марченко П.А. Между тем суд кассационной инстанции, принимая такое решение, неправильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, за несоблюдение обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, а также нарушил нормы процессуального права, определяющие требования к содержанию судебных актов. В силу части 4 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном данным федеральным законом и
Кассационное определение № 58-КАД22-15 от 07.09.2022 Верховного Суда РФ
качестве заинтересованного лица, не предъявлялись, его процессуальный статус не изменялся. Данные обстоятельства явились основанием для изменения апелляционного определения путем изложения его резолютивной части в редакции, согласно которой на Совет депутатов возложена обязанность не прекратить полномочия депутата, как постановил суд первой инстанции, а повторно рассмотреть заявление Губернатора о применении меры ответственности к депутату Марченко П.А. Между тем суд кассационной инстанции, принимая такое решение, неправильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, за несоблюдение обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, а также нарушил нормы процессуального права, определяющие требования к содержанию судебных актов. В силу части 4 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном данным федеральным законом и
Решение № 2А-1482/18 от 27.08.2018 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
в Российской Федерации". Исходя из изложенного, независимо от причин, допущенного депутатом умышленного либо неумышленного факта несоблюдения установленных антикоррупционным законодательством ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата должен рассматриваться представительным органом местного самоуправления, в связи с чем доводы истца об отсутствии умысла в сокрытии принадлежащего истцу и членам его семьи имущества не могут быть приняты судом как обоснованные. Также судом не могут быть приняты во внимание доводы истца в части невозможности применения муниципального правового акта - решения Городской думы <адрес> от 14.04.2016г. № в связи с отсутствием его официального опубликования, об отсутствии возможности истца предоставить сведения о себе и членах его семьи ввиду отсутствия утвержденного Порядка предоставления сведений о доходах , расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и определения органа, уполномоченного на прием таких сведений по следующим основаниям. Как указывалось ранее, решением
Решение № 3А-107/19 от 19.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)
7.3 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах , расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном
Решение № УИД190010-01-2021-000282-74 от 13.04.2021 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)
предусмотренном положениями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что приведенными выше нормами права установлены сроки и форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; лицо, уполномоченное на прием таких сведений; порядок проверки достоверности и полноты таких сведений; а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах , расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность. Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение. В судебном заседании установлено, что по состоянию на Х года депутатами Совета депутатов Черноозерного сельсовета Ковалевой Т.В., Колмагоровой Н.С., Уткиным И.В., Янгуловым
Решение № 2А-189/2021 от 14.05.2021 Красноборского районного суда (Архангельская область)
форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное федеральным законом № 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ (часть 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии с пунктом 10 части 10, частью 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами. Таким образом, из приведенных положений федеральных законов следует, что депутат представительного органа муниципального образования обязан соблюдать все ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе, депутат обязан представлять сведения о доходах как в отношении себя, так и в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом