ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Органы власти не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А53-1171/20 от 03.06.2020 АС Ростовской области
действующего законодательства позволяло бы заинтересованным лицам, в любой момент, требовать внесения изменений в Схему размещения НТО в зависимости от их желания изменить направление предпринимательской деятельности посредством принятия соответствующего судебного акта, тогда как утверждение Схемы относится к полномочиям органов местного самоуправления, а суд не вправе вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий по решению вопросов местного значения. Индивидуальный предприниматель Мамулян Арарат Адибекович в обоснование своих требований указывает на то, что органы власти не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимателей и указывать какие услуги им оказывать. Отказ Комитета по управлению имуществом города Волгодонска, выраженный в письме от П. 10.2019 №52.3.6/01-33/3949 считает незаконным, не основанном на нормах действующего законодательства. Судом установлено, что между заявителем и Комитетом по управлению имуществом города Волгодонска имеют место обязательственные правоотношения, возникшие из заключенного гражданско-правового договора, что в свою очередь свидетельствует о наличии у сторон настоящего спора статуса контрагентов по договору, правоотношения между которыми регулируются нормами гражданского
Постановление № 15АП-11200/20 от 03.09.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
пр. Строителей, в районе жилого дома №2, остановочный комплекс, площадь НТО 95,0 кв.м. с «Торговля продовольственными товарами» на «Общественное питание» (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что органы власти не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимателей и указывать какие услуги им оказывать. Отказ Комитета по управлению имуществом города Волгодонска, выраженный в письме от 10.2019 №52.3.6/01-33/3949 считает незаконным, не основанным на нормах Положения. Заинтересованные лица с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражении, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы и отзыва на возражение, заинтересованные лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в
Решение № А60-4515/2021 от 13.04.2021 АС Свердловской области
государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами, в том числе, в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 10 Закона N 6-ФЗ). При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2 статьи 10 Закона N 6-ФЗ). В силу части 3 статьи 14 Закона N 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций. Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить
Решение № А73-10511/2021 от 26.08.2021 АС Хабаровского края
Закона о Контрольно-счетной палате). Согласно положениям статьи 17 Закона о Контрольно-счетной палате должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право: в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органа управления территориального фонда, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций; в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им
Решение № А82-9326/20 от 16.12.2020 АС Волго-Вятского округа
органами: 1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 10 статьи 10 Закона N 6-ФЗ). Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций
Апелляционное определение № 2-1577/19 от 22.12.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
Вооруженными Силами. В силу указанных норм Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил РФ за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не исключает ответственность собственника имущества по его надлежащему содержанию, в том числе путем осуществления финансирования расходов на проведение его ремонта. Аргументы апелляционной жалобы представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г. о том, что Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы; вопрос о признании объектов недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства и не может разрешаться судом, военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления; дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления
Апелляционное определение № 2А-159/2022 от 14.09.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
вследствие несовершения органом государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства определенных действий и носят публично-правовой характер, то законность оспариваемого бездействия подлежит проверке в порядке административного судопроизводства (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ). С учетом установленных выше фактических обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что бездействие Минобороны России как собственника спорной котельной является незаконным. Хранение (складирование) твердого топлива на необорудованных площадках приводит к интенсивному загрязнению окружающей среды (почвы) химическими соединениями, к изменению функций почвы как элемента природной среды. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и ее уничтожение. При таких обстоятельствах, оборудование территории котельной специализированной площадкой для хранения твердого топлива необходимо в целях сохранения плодородного слоя почвы, что напрямую связано со здоровьем населения граждан, проживающих близ расположенных котельных, а также граждан, осуществляющих трудовую и хозяйственную деятельность на территории спорных котельных. Доводы апелляционной жалобы о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного