ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Особый противопожарный режим - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 4-АД21-25 от 10.12.2021 Верховного Суда РФ
Верховный Суд Российской Федерации, защитник Терентьев В.И. выражает несогласие с актами, вынесенными в отношении общества, ставя вопрос об их отмене. Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима , режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Как следует из пункта 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, складирование заготовленной древесины должно производиться только на
Определение № 305-ЭС19-16166 от 27.09.2019 Верховного Суда РФ
22 в выделах 48, 6, 7, 18, 19, 41 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества вблизи д. Варварино Дмитровского муниципального района Московской области выявлен факт нарушения ФГБУ «Канал имени Москвы» лесного законодательства в виде захламления лесных участков горючими материалами: древесина с необрубленными сучьями не уложена в штабеля, складирована вплотную к стене леса и не окаймлена минерализованной полосой на площади 2,5 га. В связи с выявленными нарушениями требований Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима , введенного в Московской области с 01.05.2018 года Постановлением Губернатора Московской области от 17.04.2018 № 155-ПГ, в отношении ФГБУ «Канал имени Москвы» составлен протокол от 05.07.2018 № 4-206/2018 об административном правонарушении и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: очистить лесные участки от порубочных остатков, сложить древесину в штабеля и окаймить минерализованной полосой на площади 2,5 га или вывезти древесину с лесного участка. Не согласившись с указанным предписанием, ФГБУ «Канал имени
Постановление № 03АП-1114/2012 от 10.04.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно статье 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . Постановлением Правительства Красноярского края от 28.04.2011 № 240П «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» с 28.04.2011 введен особый противопожарный режим на территории муниципальных образований Красноярского края, за исключением города Норильска, Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов. В силу положений статьей 37, 38 Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организацией; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии
Постановление № А55-22973/2011 от 17.07.2012 АС Поволжского округа
также исключил указанные пункты из оспариваемого постановления. При этом указал, что установленные в рамках решения общего суда обстоятельства, обязательны для арбитражного суда, рассматривающего данное дело. Судебная коллегия находит вывод судов обеих инстанций недостаточно обоснованными. Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности. В соответствии со статьями 19, 30 Федерального закона № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях решением органов государственной власти или органов местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности. Согласно указанным нормам права, постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 № 258 установлен особый противопожарный режим на территории Самарской области с 31.05.2011 по 30.09.2011. Согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенное в условиях особого
Постановление № 03АП-3207/2012 от 21.08.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда
на ответственное хранение, произошла вследствие непреодолимой силы (пожара), возникшего не по вине хранителя; - выводы суда первой инстанции о недоказанности ответчиком того, что пожар произошел вследствие непреодолимой силы, являются необоснованными, поскольку из протокола о лесном пожаре от 17.06.2011 № 23 следует, что причиной возгорания явилась гроза. ГУП ОИУ № 1 представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее: - постановлением Правительства Красноярского края от 28.04.2011 № 240-п на территории Кежемского района введен особый противопожарный режим с целью обеспечения пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Красноярского края в период сухой, жаркой, ветреной погоды, приводящей к возникновению массовых пожаров; - ответчиком не представлены доказательства того, что им были предприняты меры для предотвращения возгорания. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие. В судебном заседании представитель ГУП ОИУ № 1 поддержал
Постановление № 17АП-18254/2014 от 16.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
(1) Правил). В силу п. 15(2) Правил в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров. В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим , в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). Так, в связи с установлением сухой и ветреной погоды, изменением оперативной обстановки, связанной с лесными пожарами и требующей принятия дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности, Правительством Пермского края установлен особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края на период до 20 сентября 2014 года,
Решение № 3А-1752/20 от 09.02.2021 Московского областного суда (Московская область)
территории Московской области. Закрытое акционерное общество «Шестаково» (далее общество) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором указало, что 16.09.2020 года Волоколамским городским судом Московской области вынесено решение о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области нарушения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 00.00 рублей. Особый противопожарный режим введен на территории Московской области постановлением Губернатора Московской области №100-ПГ от 04.03.2020 года. Данное постановление Губернатором принято на основании абзаца 4 статьи 6 Закона Московской области №269/2005 от 27.12.2005 «О пожарной безопасности в Московской области». Между тем, как полагает административный истец, положения Закона №269/2005 в части наделения Губернатора Московской области полномочиями по установлению особого противопожарного режима являются недействительными и не могут быть применены, так как исходя из принципа буквального толкования норм законодательных актов,
Решение № 12-534/2032-2020 от 03.11.2020 Курского областного суда (Курская область)
7 настоящей статьи. Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей. Статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам
Решение № 3А-47/2021 от 20.05.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Иркутской области от 23 декабря 2020 г. № 1129-пп «Об установлении на территории Иркутской области особого противопожарного режима» на территории Иркутской области с 08.00 часов 28 декабря 2020 г. до 08.00 часов 11 января 2021 г. установлен особый противопожарный режим . В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее по тексту – закон Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз) нормативный правовой акт это официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо