МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 апреля 2021 г. N 14201-СИ/02 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции сообщает. В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами , в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной
в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома. В соответствии с пунктом 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2006 N 491, и пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, утвержденный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и включаемый в договор управления, должен содержать периодичность, график и
дней с даты подписания договора управления. В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На основании пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора,
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 6 сентября 2019 г. N 32453-ОГ/04 Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее. В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном
2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 27, ст. 3474). Предмет лицензионного контроля 4. Объектом лицензионного контроля является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5. Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата лицензии (далее - проверяемое лицо) сведения о его деятельности, принимаемые проверяемым лицом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. 6. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к проверяемому лицу, являются: а) соблюдение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирнымдомом , предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля 7. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица Органа государственного жилищного
административном правонарушении должностное лицо службы надзора обоснованно исходило из того, что управляющая организация вправе управлять многоквартирным домом при наличии совокупности трех условий, закрепленных в жилищном законодательстве: при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат. Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без включения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации является нарушением лицензионных требований. В жалобах на постановление мирового судьи о прекращении производства по делу должностным лицом не оспаривался тот факт, что общество заключило договор управления и приступило к его исполнению на законных основаниях, так как редакция части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшая на дату заключения договора управления, обязывала управляющую организацию приступить к выполнению договора не позднее чем через
и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, службой в рамках государственного регионального жилищного надзора и в связи с обращением гражданина в отношении товарищества на объекте жилищного фонда - многоквартирный дом проведена проверка соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям жилищного законодательства. В ходе проверки выявлено одновременное осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом и управляющей компанией, а также установлено, что в нарушение подпункта «б» пункта 1, подпункта «ж» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Порядок № 416) товарищество произвело начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений дома в период с июня по сентябрь 2018 года. По результатам проверки составлен акт № 3907-ж от 08.10.2018 и выдано предписание № 3907-ж об
их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, установив нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами , что выразилось в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирных домов. Признавая вину общества в совершенном правонарушении, суды не усмотрели объективных препятствий для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено. Доводы жалобы были предметом исследования судов и получили исчерпывающую правовую оценку применительно к вмененному правонарушению и порядку привлечения к административной ответственности, не согласиться
утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок № 938/пр) ввиду несоответствия представленных документов требованиям порядка, предусматривающего отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений. Не согласившись с отказами инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 44, 161, 192, 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком № 938/пр, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, суды удовлетворили заявление исходя из наличия у общего собрания собственников помещений в МКД права принять решение о смене управляющей компании независимо от наличия подтверждения нарушений со стороны управляющей компании; Порядок № 938/пр не предусматривает представление каких-либо документов, обосновывающих причину отказа от расторжения договора управления по инициативе собственников; сведения об оспаривании собственниками помещений в МКД решений о выборе общества в качестве управляющей организации,
до момента оформления ими соответствующих лицензий либо изменения видов деятельности, а поскольку ответчик оформил указанную лицензию ранее, чем истец, то вывод судов первой и апелляционной инстанций о нарушении им прав и законных интересов общества «Жилищник» (ОГРН <***>) на фирменное наименование является неправомерным. Обществом «Жилищник» (ОГРН <***>) представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит отказать в ее удовлетворении в полном объеме. При этом истец отмечает, что факт получения им лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом позже ответчика не имеет в данном случае правового значения, поскольку обязательное лицензирование данной деятельности было введено с 01.05.2015, в то время как истец был зарегистрирован в качестве юридического лица ранее и осуществлял данную деятельность на законных основаниях. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Суда по интеллектуальным правам http://ipc.arbitr.ru, в судебное заседание суда кассационной инстанции своих представителей
162 ЖК РФ и частью 6 статьи 198 ЖК РФ. Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31 декабря 2017 N 485-ФЗ изменена редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. Таким образом, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без включения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации является нарушением лицензионных требований. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2020 N 66-АД20-7. Материалами дела подтверждается и Обществом по существу не оспаривается осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом №9 по ул. Севастопольской в Санкт-Петербурге на основании договора, при отсутствии сведений об адресе данного дома в реестре лицензий Санкт-Петербурга. Таким образом, оценив представленные в материалы дела
статей 192 и 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку, как полагает заявитель кассационной жалобы, настоящий спор (о защите исключительного права на фирменное наименование) является гражданско-правовым, в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) имеется специальное правовое регулирование по вопросу о конкуренции сходных фирменных наименований разных юридических лиц, в связи с чем отсутствует необходимость применения положений ЖК РФ. Кроме того, истец отмечает, что факт получение им лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом позже ответчика не имеет в данном случае правового значения, поскольку обязательное лицензирование данной деятельности было введено с 01.05.2015, в то время как истец был зарегистрирован в качестве юридического лица 11.12.2006 и осуществлял данную деятельность на законных основаниях. Следовательно, как утверждает заявитель кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неверно установил срок возникновения правоспособности истца исходя из даты выдачи лицензии на осуществление специализированной деятельности по управлению многоквартирным жилым домом. Ответчиком отзыв на кассационную жалобу не
таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В ходе проведенной проверки установлено, что «Виктория» надлежащим образом не организовано исполнение ч.10.1 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». На официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства отсутствует информация об общей площади домов, находящихся в управлении, о лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом , об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСН за период 2019-2020 годов, не указан класс энергетической эффективности МКД, информация о системах инженерно-технического обеспечения, не отражены выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, информация о договорах ресурсоснабжения, об использовании общего имущества, размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме за 2020 год, отчет товарищества за период 2019-2020 годов. Непредставление гражданам информации предусмотренной
таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В ходе проведенной проверки установлено, что «Виктория» надлежащим образом не организовано исполнение ч.10.1 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». На официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства отсутствует информация об общей площади домов, находящихся в управлении, о лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом , об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за период 2018-2020 годов, не указан класс энергетической эффективности, серия и тип постройки МКД, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, и его кадастровый номер, не указана общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества за 2018 и 2020 гг., об использовании общего имущества, размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в
дело № 2-598/2016 по иску Государственной жилищной инспекции Ростовской области к ФИО1, ФИО2, третьи лица: ООО «УК ЖКХ Филипп», ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области», Управление МВД России по г. Ростову-на-Дону о признании недействительным решений общего собрания собственников, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 32, расположенном по адресу: <адрес> было принято решение, в том числе решение: продолжить осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом № 32 по <адрес> - ООО «УК ЖКХ Филипп» на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты голосования на общем собрании собственников в доме № 32 по <адрес> были оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Приложением к указанному протоколу являются: список регистрации собственников помещений, присутствовавших на собрании, реестр голосующей площади. В протоколе указано, что площадь жилых
в том числе приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». В ходе проведенной проверки установлено, что ТСЖ «Полтава» надлежащим образом не организовано исполнение ч.10.1 ст. 161 ЖК РФ. На официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства отсутствует информация об общей площади домов, находящихся в управлении, о штатной численности, о лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом , об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за 2018-2020 гг., не указан класс энергетической эффективности, серия и тип постройки многоквартирного дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, информация о конструктивных элементах МКД, лифтах, системах инженерно-технического обеспечения, общедомовых приборах учета, не отражены выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества за период 2018-2020 гг., информация о договорах ресурсоснабжения, об использовании общего имущества, не указан размер взноса на капитальный ремонт общего имущества
регламентированы в том числе приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». В ходе проведенной проверки установлено, что ТСН «Тельмана 6Д» надлежащим образом не организовано исполнение ч.10.1 ст. 161 ЖК РФ. На официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства отсутствует информация об общей площади домов, находящихся в управлении, информация о лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом , об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСН за 2020 год, не отражены выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества за период 2019-2020 гг., об оказываемых коммунальных услугах, информация о договорах ресурсоснабжения, об использовании общего имущества, размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, отчет товарищества за 2020 год. Непредставление гражданам информации предусмотренной действующим законодательством, которые проживают в домах, находящихся в управлении ответчика, влечет нарушение их прав, в части обеспечения доступа