ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Осуществление государственного контроля без административного регламента - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (ред. от 03.11.2018) "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (вместе с "Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора)", "Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", "Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг")
органы государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и организации, участие которых необходимо в процессе осуществления государственного контроля (надзора); (пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676) (см. текст в предыдущей редакции) в) нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора). Перечень таких нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования) подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети "Интернет", в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). В данном подразделе административного регламента должно содержаться указание на соответствующее размещение перечня указанных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора). Орган, исполняющий государственную функцию, обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), на своем официальном сайте в сети
Приказ Ростехнадзора от 02.07.2021 N 250 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2021"
Российской Федерации" от 16.05.2005 N 303. 75. "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения" от 02.07.2007 N 421. 76. "О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" от 19.05.2014 N 462 77. "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" от 16.05.2011 N 373. 78. "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" от 05.07.2013 N 568. 79. "О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" от 17.10.2015 N 1114. 80. "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"
Приказ Минстроя России от 28.10.2014 N 657/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, форм документов, используемых при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"
государственного жилищного надзора надлежащим образом оформленного заявления осуществляет: а) проверку достоверности представленных сведений с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в лицензионном деле; б) оформляет проект приказа о прекращении действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 3) вносит в реестр лицензий сведения о прекращении действия лицензии; 4) вручает лицензиату или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о прекращении действия лицензии с приложением копии приказа Органа государственного жилищного надзора. Заявление о прекращении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, приказ о прекращении действия лицензии и копия уведомления заявителя о прекращении действия лицензии приобщаются к лицензионному делу. IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги 113. Основные требования к порядку и формам контроля за исполнением Административного регламента , в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, устанавливаются и определяются в соответствии с федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок и формы контроля
Апелляционное определение № АПЛ20-331 от 27.10.2020 Верховного Суда РФ
акту, имеющему большую юридическую силу. При рассмотрении и разрешении данного административного дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что такое основание для признания Административного регламента в оспариваемой части не действующим отсутствует. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, регулирующий отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относит в том числе разработку и принятие административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 1, пункт 3 части 2 статьи 4). В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868
Апелляционное определение № АПЛ20-88 от 04.06.2020 Верховного Суда РФ
России) от 12 апреля 2016 г. № 233 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), (далее - Административный регламент), который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 30 августа 2016 г., № 43484 и размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (\у\у\у.ргауо.§оу.ги) 31 августа 2016 г. Пункт 81 Административного регламента устанавливает, что при выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Общество с ограниченной ответственностью «Продовольственная безопасность» (далее также - ООО «Продовольственная безопасность») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 9, 11 Положения и пункта 81 Административного регламента . В обоснование заявленного требования ссылалось на противоречие оспариваемых положений нормативных правовых актов статьям 8,
Постановление № А65-6978/16 от 05.12.2016 АС Республики Татарстан
установлено. Вина общества установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Обстоятельства нарушений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не установлено, за рамки компетенции, предмета, целей, задач проверки Приволжского управление Ростехнадзора не вышло. Доводы заявителя исследованы и отклонены судом как противоречащие нормам права и не влияющие на признание незаконным оспариваемого постановления о назначении административного наказания и решения об отказе в удовлетворении Жалобы на это постановление и.о. руководителя Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 Административный штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Ненадлежащее осуществление строительного контроля влечет за собой привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в соответствии с которой, нарушение требований технических регламентов , проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в
Постановление № А17-7017/18 от 03.04.2019 АС Ивановской области
утвержден приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 2-п от 12.01.2015 (далее - Административный регламент). Положения названного Административного регламента обязательны для применения Департаментом при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора). Согласно пункту 5 раздела I Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя осуществление государственного контроля (надзора), в том числе, в области регулируемых цен (тарифов, надбавок). Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении, среди прочего, регулируемых государственных цен (тарифов) в электроэнергетике. Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), в отношении которых Департаментом устанавливается государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, платы, ставок). В силу подпункта 1 пункта 9 Административного регламента должностные лица Департамента при осуществлении государственного контроля (надзора) обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований. Государственный контроль (надзор) осуществляется, в том числе, в форме проведения плановых и внеплановых проверок (подпункт
Постановление № А28-14360/2017 от 14.05.2018 АС Кировской области
суд Кировской области, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статей 9, 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 (далее - Правила подготовки планов), Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Кировской области, утвержденным Постановлением правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/595 (далее - Порядок муниципального земельного контроля), Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным Постановлением Администрации города ФИО7 от 24.04.2014 № 1714-П (далее - Административный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной
Постановление № А33-12739/17 от 08.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о нарушении административным органом положений Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Последовательность административных процедур (действий) при осуществлении налоговым органом контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения установлена Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 № 132н. Согласно пункту 11 Административного регламента, исполнение государственной функции (по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации
Решение № 3А-38/2016 от 22.06.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
силу решения суда. Прокурор отметил, что в Административном регламенте не конкретизировано, что его положения регулируют порядок осуществление контроля именно в соответствии с ч.8 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Действующим законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право по изменению перечня субъектов контроля, предусмотренного ч.2 ст.99 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее-Федеральный закон №44-ФЗ). Анализ положений ч.ч.2,11 ст.99 названного федерального закона свидетельствует о том, что контроль за соблюдением Федерального закона №44-ФЗ орган внутреннего государственного финансового контроля должен осуществлять также и в отношении комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, что не отражено в оспариваемом пункте 1.5 Административного регламента . Сузив перечень субъектов контроля в пункте 1.5 Административного регламента (по сравнению с ч.2 ст.99 Федерального
Решение № 3А-4/2017 от 27.04.2017 Магаданского областного суда (Магаданская область)
постановлением от 31 июля 2014 года № 627-пп утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций в Магаданской области (далее - Порядок). Как следует из пунктов 1.2, 1.3, 1.6 названного Порядка, административным регламентом является нормативный правовой акт органа исполнительной власти Магаданской области, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти Магаданской области, административных процедур (действий) в сфере государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления Магаданской области, при осуществлении государственного контроля (надзора). Административные регламенты разрабатываются и утверждаются приказами органов исполнительной власти Магаданской области, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции. Изложенное позволяет прийти к выводу, что разработка и утверждение оспариваемого Административного регламента, устанавливающего сроки и последовательность административных процедур (действий) министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, а также порядок взаимодействия министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении
Решение № 3-63/2014 от 09.02.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373. В преамбуле постановления губернатора Ленинградской области от 17.08.2012 №91-пг отмечено, что оспариваемый Административный регламент утвержден, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального надзора». Однако, в нарушение части 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» в пункте 3.2.7 Административного регламента , установившего порядок истребования должностным лицом и порядок предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем соответствующих документов в рамках проведения документарной проверки, отсутствует указание о возможности предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем указанных в запросе документов в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации при проведении документарной проверки. В указанной части ссылка представителя губернатора Ленинградской области на наличие возможности информирования обратившихся лиц по электронной почте, направления обращений лиц, в отношении