ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Осуществление муниципального земельного контроля - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 18-КА20-16 от 30.06.2020 Верховного Суда РФ
административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16). Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного
Определение № А61-1664/2015 от 22.06.2018 Верховного Суда РФ
процессуального кодекса Российской Федерации, учитывали разъяснения, изложенные в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», и исходили также из того, что предприниматель не является уполномоченным органом, наделенным правом на осуществление федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, а также лицом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля . Суд округа поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций, признав их мотивированными и обоснованными по праву. Доводы заявителя о том, что спорная высоковольтная линия ограничивает его права в отношении принадлежащего ему земельного участка получили оценку судов со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены. Несогласие заявителя с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в
Определение № 308-ЭС20-735 от 16.03.2020 Верховного Суда РФ
по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5). Согласно подпунктам 3, 25, 35 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, создание условий для развития сельскохозяйственного производства, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района . Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (статья 72 Земельного кодекса). Вывод судов о том, что о нарушении права муниципального образования управление могло узнать только из письма ОМВД РФ по Каневскому району от 07.12.2018 N 74/4-37863, суд округа признал необоснованным, отметив, что добросовестное исполнение управлением как структурным подразделением администрации обязанности по осуществлению муниципального земельного контроля на
Кассационное определение № 6-КА20-2 от 22.07.2020 Верховного Суда РФ
от границы земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110007:804), заключением кадастрового инженера Я<...> которое не было оценено по той причине, что работы по определению местоположения шлагбаума, металлических ворот и контрольно-пропускного пункта проводились на основании договора, заключенного кадастровым инженером с Товариществом, а не по инициативе органа местного самоуправления. Между тем это обстоятельство само по себе не влияет на достоверность содержащихся в заключение сведений и не лишает его доказательственного значения. Судебными инстанциями также не учтено, что осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа отнесено к числу вопросов местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), такой контроль проводится в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, утвержденном постановлением Правительства Рязанской области от 29 декабря 2014 года № 417, а также в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации
Постановление № А32-446/17 от 30.08.2017 АС Северо-Кавказского округа
значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. В части 3 данной статьи указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природные территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30,
Постановление № Ф03-4831/17 от 12.12.2017 АС Дальневосточного округа
первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение администрации является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Отменяя принятое по делу решение и удовлетворяя заявленные кооперативом требования, апелляционный суд правомерно исходил из следующего. В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа. Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам,
Решение № 3А-124/2018 от 15.06.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
от 12.02.2018 №01-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия " О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия", который официально опубликован 12.02.2018 в издании "Вестник Хакасии" N 8. Согласно пункту 2 статьи 1 данного Закона внесены изменения в часть 8 статьи 5 Закона Республики Хакасия "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия": а) в пункте 1 слова ", осуществляющими муниципальный земельный контроль" заменены словами "органа, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля "; б) пункт 2 изложен в следующей редакции: "2) поступившие в орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля, обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах
Решение № 2-311 от 10.05.2011 Почепского районного суда (Брянская область)
следующее. В соответствии с закрепленным в Земельном Кодексе РФ, Федеральном Законе №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в Законе Брянской области №94-З от 08.11.2010 года «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области», а также в соответствии с Уставом муниципального образования «», Администрация обязана осуществлять на территории муниципальный земельный контроль, для чего необходимо в администрации района организовать структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля , которое должно быть утверждено Советом народных депутатов, а также Администрацией должно быть разработано и утверждено положение о данном структурном подразделении. В нарушение требований указанного законодательства, вышеуказанное структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, в установленном порядке в Администрации не организовано, что влечет за собой отсутствие надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в распоряжении муниципального района, влечет отсутствие проверки изменения качественного состояния указанных земель и ее целевого и разрешенного использования.
Решение № 2А-1151/20 от 15.01.2021 Алексинского городского суда (Тульская область)
Новогуровский о признании незаконным бездействие администрации, обязании внести изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, установил: Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования МО рабочий поселок Новогуровский о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, обязании внести изменение в постановление администрации муниципального образования р.п.Новогуровскй № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции « Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля, в ходе которой, установлено, что администрацией муниципального образования р.п. Новогуровский ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования
Решение № 2-32/12ГОД от 05.05.2012 Почепского районного суда (Брянская область)
и л: В соответствии с закрепленным в Земельном Кодексе РФ, Федеральном Законе №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в <адрес> №-З от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований <адрес>», а также в соответствии с Уставом муниципального образования «<адрес>», Администрация <данные изъяты> <адрес> обязана осуществлять на территории <адрес> муниципальный земельный контроль, для чего необходимо в администрации района организовать структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля , которое должно быть утверждено <данные изъяты> депутатов, а также Администрацией <данные изъяты> должно быть разработано и утверждено положение о данном структурном подразделении. В нарушение требований указанного законодательства, вышеуказанное структурное подразделение, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, в установленном порядке в Администрации <данные изъяты> не организовано, что влечет за собой отсутствие надлежащего контроля за использованием и охраной земель, находящихся в распоряжении муниципального района, влечет отсутствие проверки изменения качественного состояния указанных земель и ее