ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отдых между рабочими сменами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минтранса России от 07.07.2011 N 181 (ред. от 13.01.2017) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2011 N 22090)
для отдыха и приема пищи в течение рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. 16. Специальные перерывы для обогревания (охлаждения) и отдыха предоставляются в связи с особенностями технологического процесса при выполнении работ в конкретных климатических условиях данной местности. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (статья 109 Трудового кодекса Российской Федерации). 17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смене ) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом. (абзац введен Приказом Минтранса России от 13.01.2017 N 12) 18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в
"Единые нормы выработки и расхода топлива на механизированные полевые работы в сельском хозяйстве" (утв. Минсельхозом СССР 03.11.1981)
свойственных полевым операциям (рабочий ход, поворот, переезд с участка на участок); элементы, свойственные транспортным операциям (погрузка, взвешивание, движение с грузом и без груза); элементы, свойственные как транспортным, так и полевым операциям (очистка рабочих органов, технологические регулировки, проверка качества работы, элементы подготовительно-заключительной работы, отдых, личное время). К работам с преобладанием полевых элементов относятся внесение всеми машинами минеральных удобрений и разбрасывание органических удобрений разбрасывателями-волнообразователями РУН-15. Сменную норму выработки W для данных работ определяют по формуле: см W = 0,1В v Т , (1) см р р р где: В - рабочая ширина захвата, м; р v - рабочая скорость, км/ч; р Т - продолжительность основной работы в течение смены , ч. р Рабочая ширина захвата агрегата В на рассеве минеральных удобрений р туковыми сеялками равна конструктивной. При внесении удобрений разбрасывателями их рабочую ширину захвата рассчитывают по материалам исследований. Рабочую скорость агрегатов v определяют на основании материалов р машиноиспытательных станций и фотохронометражных
Апелляционное определение № АПЛ20-394 от 03.12.2020 Верховного Суда РФ
время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91), а время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106). Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены ) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов. Увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрено при условии соблюдения предельной еженедельной
Определение № 301-КГ16-13302 от 04.10.2016 Верховного Суда РФ
исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, управлением в ходе внеплановой выездной проверки общества выявлено нарушение лицензионных требований: не организована работа водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей (ежедневная продолжительность рабочей смены планируется и фактически составляет более 12 часов, а междусменный отдых некоторых водителей составляет менее 12 часов). По итогам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений при осуществлении планирования продолжительности рабочей смены водителей и междусменного отдыха (пункт 1 предписания), при обеспечении соблюдения режима труда водителей в части ограничения продолжительности смены не более 12 часов (пункт 2 предписания), при обеспечении соблюдения продолжительности междусменного отдыха водителей не менее 12 часов (пункт 3 предписания). Данные
Решение № АКПИ19-389 от 27.06.2019 Верховного Суда РФ
пункта 7 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 44, установил: приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 44 (далее - Приказ) утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее - Особенности). Нормативный правовой акт 10 июня 2016 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), № 42504, и опубликован 15 июня 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации пйр://\У"\улу.ргауо.§оу.га, 18 июля 2016 г. опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Согласно пункту 7 Особенностей время явки работника к постоянному месту работы (далее - время начала работы (смены , поездки), а также время освобождения работника от
Определение № 305-ЭС21-15918 от 21.09.2021 Верховного Суда РФ
Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.11.2005 № 139, установив, надлежащее выполнение обществом требований законодательства в рассматриваемой области, соответствие организации летной работы предъявляемым требованиям, непредставление доказательств нарушения обществом режима рабочего времени членов экипажа, пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для вменения обществу оспоренных нарушений. Суды также приняли во внимание, что с 01.01.2021 распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2011 № НА-296-р утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742. Отклоняя довод управления об отсутствии нарушений обществом режима рабочего времени членов экипажа, суды исходили из положений руководства по производству полетов авиакомпании, согласно которому из времени полетной смены исключается только время, предоставляемое для отдыха и питания при стоянке или задержке воздушного судна с соблюдением условий для
Решение № А04-638/08 от 07.03.2008 АС Амурской области
отдыха водителей: 4.1. 6 декабря 2007 года ИП Пилинский А.Н. отработал 07 часов 07 минут, окончание рабочей смены - в 17 часов 25 минут - междусменный отдых (между 6 и 7 декабря 2007 года) должен составлять 14 часов 14 минут - однако, 7 декабря 2007 года рабочая смена ИП Пилинского А.Н. согласно путевому листу № 496 от 07.12.2007 года, представленному ИП Пилинским А.Н., началась в 7 часов 8 минут - таким образом, междусменный отдых (между рабочими сменами 06.12.2007 года и 07.12.2007 года) составил всего 13 часов 48 минут, что подтверждается путевыми листами № 495 от 06.12.2007 и № 496 от 07.12.2007г.; 4.2. 10 декабря 2007 года ИП Пилинский А.Н. отработал 07 часов 07 минут, окончание рабочей смены - в 17 часов 25 минут - междусменный отдых (между 10 и 11 декабря 2007 года) должен составлять 14 часов 14 минут - однако, 11 декабря 2007 года рабочая смена ИП Пилинского А.Н.
Решение № А53-6761/13 от 03.06.2013 АС Ростовской области
пассажиров автомобильным транспор­том, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 №280; - на предприятии не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей, а именно: нарушена продолжительность межсменного отдыха водителей при установленной норме не менее 12 часов, водители автоколонны №1: Хлыстов С.В. (путевые листы от 06.03.2013 №004151, от 07.03.2013 №004209, отдых между рабочими сменами составил менее 10 часов); Шумилов И.Г. (путевые листы от 01.03.2013 №003971, от 02.03.2013 №004068, отдых между рабочими сменами менее 11 часов); Жирнов А.А. (путевые листы от 17.03.2013 №004889, от 18.03.2013 №004987, от 19.03.2013 №004604, от 20.03.2013 №004752, отдых между рабочими сменами менее 12 часов). Также нарушается допустимая продолжительность ежедневной работы, которая может быть увеличена работодателем до 12 часов. В ходе проверки установлено, что водители автоколонны №1: Жирнов А.А. согласно путевому листу от 02.03.2013
Решение № А05-15775/04 от 17.11.2004 АС Архангельской области
для кратковременного отдыха, медосмотры водителей, время простоев и др. Согласно пункту 20 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Судом установлено, что в нарушение пункта 8 Положения 27 и 28 августа 2004г. продолжительность рабочей смены водителей Белоусова и Пальмина составила от 10час.30мин. до 13час.30мин., то есть более 10 часов. Кроме того, продолжительность междусменного отдыха между рабочими сменами 27 и 28 августа 2004г. составила 8 часов у водителя Белоусова и 8час.30мин. у водителя Пальмина, что является нарушением пункта 20 Положения. Данные обстоятельства подтверждаются трудовыми договорами, заключенными с водителями Белоусовым и Пальминым, путевыми листами №№ 275, 2620, 286, 292 и иными материалами дела в их совокупности. Также согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с
Решение № 2-39 от 22.06.2011 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)
в и л: Леонтьевский Д.М. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «*****» (далее - ОАО «*****») о признании графика его работы на первый квартал 2011 года противоречащим действующему законодательству и недействующим, о компенсации морального вреда в сумме ***** рублей. В обоснование заявленных требований сослался на то, что ответчик, утвердив указанный график, нарушил нормы по продолжительности еженедельного непрерывного отдыха, продолжительности рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, а также по времени отдыха между рабочими сменами . В результате этого ему (истцу) причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Истец, уточнявший исковые требования в ходе рассмотрения дела, окончательно просил также обязать ответчика устранить нарушения трудового законодательства при составлении графика его работы на первый квартал 2011 года путем обеспечения еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов и времени отдыха между рабочими сменами не менее 12 часов, уменьшения продолжительности рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, на один час и не
Решение № 21-762/20 от 18.11.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 17.04.2020 в 07-35 часов на 17км автодороги Новокузнецк – Красулино ООО «Разрез Южный» допустило управление пассажирским транспортным средством автобусом марки «НЕФАЗ 4208-11-13» государственный регистрационный знак № водителем ФИО4, осуществляющим перевозку пассажиров (рабочих), в нарушение п. 2.7 ПДД РФ, запрещающего управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно, продолжительность ежедневного междусменного отдыха между рабочими сменами которого составила 09 часов 40 минут, то есть менее 12 часов. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица и проведении административного расследования, рапортами инспектора ОГИБДД, актом снятия показаний режима рабочего времени и времени отдыха водителя, данными тахографа, путевыми листами, сведениями о предсменном осмотре работника, трудовым договором, рапортом сотрудника ГИБДД, и другими материалами дела. Все представленные доказательства получены в полном соответствии с требованиями